[<10>] ====== Толкования на Иез. 17:22 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сего ради сия глаголет Адонаи Господь: и воз­му аз от­ избран­ных кедра высокаго от­ верха и дам от­ главы от­раслей его, сердца их остружу и насажду аз на горе высоце** С кедрами высокими и весьма красивыми сравнивает Израильтян, среди которых избранною частью и как бы некоторым сердцем был блаженный Давид; из него взявши Бог и Отец насадил Еммануила, Который выросши стал кедром великим и принял под свою тень всех. Тогда вся вселенная познала силу и власть всемогущего Бога. Ибо Он смирил дерево роскошное и сделал способным к рождению и произрастанию дерево сухое (то есть церковь из язычников), увядшее под владычеством диавола. **//Отрывки толкования на пророка Иезекииля.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе** **И возму Аз от избранных кедра высокаго, и насажду на горе Израилеве и от главы сердце его остружу.** Избранные кедра означают начальников в родах и сонмах иудиных, чрез которых передавалось семя благословения и грозд щедрот. В другом же смысле, избранные кедра были священник Иисус и Зоровавель. **//Творения.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 22-24 **Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю** **LХХ:** //Так говорит Адонаи Господь: и возьму Я из избранных кедров, с верхушки и дам с верхушки ветвей его возьму их сердцевины (corde) их и посажу на горе высокой, и помещу это на горе высокой Израилевой, и посажу, и пустит отрасль, и даст плод, и станет большим кедром, и будет отдыхать под ним всякая птица и всякое пернатое будет отдыхать под тенью его: и ветви его придут в прежнее состояние и узнают все деревья полевые, что Я Господь, понижающий высокое дерево и возвышающий низкое дерево, и иссушающий зеленеющее дерево, а сухое дерево делающий пускающим отрасли. Я, Господь, сказал и делаю.// То, что говорится у **LХХ:** //и дам с верхушки ветвей его//, прибавлено из издания Феодотиона. Затем, далее следующее: //и ветви его придут в прежнее состояние//, должно быть спереди отмечено обелом, потому что этого нет в еврейском. Действительный Навуходоносор для того берет из наилучшей части кедра высокого, с вершины ветвей его, чтобы царство его было низким и не возвышалось. А Господь Бог, Отец всемогущий, говоривший к Иезекиилю, борет от племени царского, от рода Давидова, и насаждает на горе высокой и величественной того, который говорит в псалме: //аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом, горою святою Его// [[old:ps:002:06|(2, 6)]]. Ибо отошел //князь от Иуды и вождь// от Израиля, //дондеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков// [[old:gen:49:10|(Быт. 49, 10)]]. Он дал отрасль, и принес плод и превзошел все кедры своею высотою, так что под Ним обитают все птицы небесные, и все пернатые защищаются тенью Его. О Нем говорит Аввакум:// рози в руках Его//, там сокрыта сила Его [[old:avm:03:04|(3, 4)]], и Он желает собирать, как курица, птенцов под крылья Свои [[new:mf:23:start|(Матф. гл. 23)]], чтобы все деревья страны узнали, что Он Господь. В иносказательном же смысле, говоря о верующих: это Тот, Который некогда принизил высокое дерево Израиля и возвысил приниженный народ языческий, и Который иссушил зеленеющее дерево иудеев, цветущее и пускающее отрасли чрез закон и пророков, и сделал зеленеющим сухое дерево язычников, чтобы на деле исполнить то, что Он всегда говорил. Это же самое означают слова Симеона, говорящего в Евангелии: //се лежит Сей на падение и на востание многим// [[new:lk:02:34|(Лк. 2, 34)]], и зерно горчичное, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастет, то становится местом обитания для птиц [[new:mf:13:32|(Матф. 13, 32)]]. Некоторые иначе объясняют, относя высокое дерево, сделавшееся приниженным, и низкое, сделавшееся возвышенным, к страданию Господа Спасители, //иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим// [[new:fil:02:06|(Филип. 2, 6–7)]], и после воскресения самое дерево было возвышено, которое прежде, быв зеленеющим, было иссушено чрез смерть, и затем, ожив, получило прежнюю силу. Другие, подобно иудеям, то и другое относят к Израилю, так как при первом пришествии он был приниженным и иссохшим, а при втором возвратится в прежнее состояние, по исполнении того, что говорит апостол Павел: //когда исполнение языков внидет, тогда весь Исраиль спасется// [[new:rim:11:25|(Рим. 11, 25)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе** Несмотря на постигший Седекию и с ним весь дом Давидов удар, Бог не забыл своих обетований этому дому и возобновляет их здесь, пользуясь прежним иносказанием. Неудачной посадке; со стороны Навуходоносора низкой и незначительной виноградной лозы Бог противопоставляет имеющую быть в будущем Им произведенною посадку кедра на высокой горе, под которым явно разумеется Мессия (иудеи разумели Зоровавеля). - //“С верхних побегов его оторву”.// Верхним побегом кедра в [[old:iez:17:04|ст. 4]] назван Иехония. Бог обещает в лице Мессии восстановить род Иехонии: Христос действительно из сыновей Иосии происходил по прямой линии от Иехонии. Ср. объясн. в [[old:iez:01:04|I:4]] “Иехония”. - //“Нежную// (букв. “тощую”) //отрасль”.// Садить можно только молодую ветку. Указание на приниженное состояние дома Давидова (слав.: //“сердца их оструж”//) и уничижение Христа. - //“На высокой и величественной горе”// - Сионе; ср. пророчество [[old:is:02:02|Ис II:2]], которое мог иметь в виду Иезекииль здесь. Кедр растет на горах; противоположность виноградной лозе [[old:iez:17:05|ст. 5]] и [[old:iez:17:06|6.]] - //“Величественной”,// букв. “превознесенной”, т. е. не от природы высокой, а вознесенной обстоятельствами. Блаж. Феодорит: “пригвожу ко кресту Христа на горе Голгофе”. **//Толковая Библия.//** [<10>]