[<10>] ====== Толкования на Иез. 20:15 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-17 **Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне, поклялся, что не введу их в землю, которую Я назначил, - текущую молоком и медом, красу всех земель, - за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их. Но око Мое пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне** **LХХ:** //И Я поднял руку Мою на них в пустыне, чтобы совсем не вводить их в землю, которую Я дал им, в землю, текущую молоком и медом, – [в] сот более всякой земли, – за то, что они отвергли оправдания Мои и не поступали по заповедям Моим и оскверняли субботы Мои и следовали помышлениям сердец своих. Но пожалело око Мое погубить их, и Я не истребил их окончательно (in соnsumptionem) в пустыне.// Хотя Я решил излить всю ярость Мою на них и истребить и уничтожить их, но поступил ради имени Моего, чтобы оно не осквернялось среди народов, то есть амалекитян и других, которые воевали с ними в пустыне, – [решил] не вводить их в землю, которую Я обещал им, текущую молоком и медом, //прекраснейшую// из всех земель или //сот//. Причиною же наказания и этого решения служить то, что они отвергли постановления Мои и не поступали по заповедям и оскверняли субботы Мои. А причиною этой причины, – того, что они не делали этого, служит то, что сердце их следовало за идолами египетскими. Но пожалело, говорит, око Мое погубить, истребить и совсем уничтожить их. При этом возникает вопрос: как Он пощадил тех, трупы которых пали в пустыне и из которых никто, за исключением Иисуса Навина и Халева, сына Иефонова, не вошел в землю обетованную? Отсюда мы видим, что они живут и не соблюдаются для вечных наказаний и не изглажены из книги живых и не погибли пред лицом Господа. Ибо если бы на основании того, что они не были введены в землю обетованную: мы должны были признать их погибшими, то погиб бы и Моисей, который только видел земли обетованную, но не вошел в нее. О нем в книге Иисуса Господь говорит: //скончася Моисей раб Мой// [[old:vtor:34:05|(Втор. 34, 5)]] и у Малахии:// помяните закон Моисеа раба Моего// [[old:mal:04:04|(Малах. 4, 4)]] и у Иеремии, как о друге и весьма близком в Себе, говорит о нем Бог: //аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим// [[old:ier:15:01|(Иер. 15, 1)]]. Также следует признать, что и молитвы Моисея были услышаны, когда он, ходатайствуя за народ, говорит: //аще оставиши им грех, остави; аще же ни, изглади мя из книги твоей, в нюже вписал еси// [[old:ish:32:32|(Исх. 32, 32)]]. А чтобы мы знали, что решение делается не для погубления детей и слуг, а для исправления, мы должны выслушать свидетельства Писаний. Сын, не огорчайся при наказании Господнем, //ниже ослабевай, от Него обличаемый. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет// [[old:pr:03:11|(Притч. 3, 11–12)]]; и в другом месте: //егда убиваше я, тогда взыскаху Его// [[old:ps:077:34|(Псал. 77, 34)]]; и в песни Второзакония: //Аз убию и жити сотворю// [[old:vtor:32:39|(Втор. 32, 39)]]. По буквальному же пониманию мы можем и то сказать, что Он не погубил и не истребил их вместе с племенем и потомством, но, истребив отцов, пощадил детей, которых ввел в землю обетованную. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне, поклялся, что не введу их в землю, которую Я назначил, - текущую молоком и медом, красу всех земель** //“Не введу их…”// Бог хотел совсем не ввести Израиля в Обетованную землю и народ заслуживал этого, но это грозное и справедливое постановление смягчил тем, что младшее поколение народа ввел туда. **//Толковая Библия.//** [<10>]