[<10>] ====== Толкования на Иез. 21:21 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень** См. Толкование на [[old:iez:21:19#prp_efrem_sirin|Иез. 21:19]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень** См. Толкование на [[old:iez:21:18#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 21:18]] =====Лопухин А.П.===== **потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень** //“На распутьи”// - букв. с евр.: “на матери дорог”; слав:// “на старом// (пройденном?) //пути”.// -// “Для гадания”// относительно того, куда раньше идти: на аммонитян или Иерусалим. Три способа гадания и исчисляются далее: 1) //“Трясет стрелы”//. “Этот род гадания, говорит Мальдонат, употребляется и поныне (в XVI в.): стрелы с надписями того, что должно быть избрано, опускаются в колчан или шлем; обыкновенно мальчик вытягивает одну, и что на ней написано, приводится в исполнение”. В данном случае в дело пошли 2 стрелы: на одной было написано, как показывает, [[old:iez:21:22|22 ст]].: “в Иерусалим”, а на другой, конечно: “в Равву”; избрано то, что вытянула правая рука царя - [[old:iez:21:22|ст. 22]]. Этот способ гадания был в употреблении у арабов (Берт.), как и у вавилонян (Ленорман, La magie chez Les Chaldeens 430 и д.) и назывался веломантикой или равдомантикой, почему слав.:// “якоже вскипети жезлу”// (anabrasai = anakinein - трясти). 2) //“Вопрошает терафимов”// - домашних идолов, пентов, которых Навуходоносор, как некогда Рахиль [[old:gen:21:19|(Быт XXI:19)]], взял с собою в поход. Как вопрошали терафимов и как они давали ответ, неизвестно: может быть просто пред ними совершалась веломантика. 3) “Рассматривает печень”, именно жертвенного животного. Жертва вообще должна была сопровождать гадание, как то видно и из истории Валаама. Печень считалась седалищем жизни [[old:pr:07:23|(Притч VII:23)]] и чувства [[old:pier:02:11|(Плач II:11)]]. Гадание по печени, “гепатоскопия” (LXX: hpatoskopsasqai), было в большом употреблении у всех древних: вавилонян (Диодор II, 29; Ленорман цит. соч., где указаны все подробности его и доказано, что оно заимствовано халдеями у первых обитателей Месопотамии - аккадийцев), римлян (Цицерон, De divinat. I, 16; II, 12, 13), греков, этруссков. **//Толковая Библия.//** [<10>]