[<10>] ====== Толкования на Иез. 22:17 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-22 **И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас** Еврейское слово //sig// Симмах перевел //изгарь//, Акила в первом издании στέμφυλον и γίγαρτον, – то и другое означает //виноградные выжимки//. Во втором его переводе и у Семидесяти переведено //смешение//. Затем //изгарь// означает нечистые отброски при очистке (sordes et рurgamentum) металлов, так что соответственно близкому пленению или, вернее, угрожающему разрушению города употребляетcя огонь, чтобы, – [говоря] под образом плавления, – осталось чистое серебро, которое сделалось нечистым от смешения с медью, оловом, железом и свинцом, из коих три: медь, олово и свинец состоят из расплавляемого вещества и разлагаются от огня. Железо же размягчается и утончается посредством наковальни и молота и принимает различные формы по желанию мастера. Итак, как серебро, сделавшееся нечистым от вышеназванных металлов, бросается в горнило, чтобы, по устранении нечистых отбросков (sordes) и посторонних веществ, оно было чистым: так, говорит, Я соберу вас среди Иерусалима и окружу осадою вавилонскою, чтобы зажечь среди вас огонь для расплавления. А что там делает чрезвычайный жар пламени, здесь это сделает голод и мор, и когда Я зажгу вас огнем ярости, то успокоюсь и горесть от пренебрежения [ко Мне] ограничу мщением чрез наказание вас. Сделаю же Я все это для того, чтобы, по излиянии гнева Моего на вас, окончание вашего наказания послужило к познанию Меня и чтобы вы узнали, что Я – Господь, судия всех и воздаятель. А что Он называется расплавляющим, относительно этого мы читаем и во многих других местах, но в особенности у Малахии и Исаии, из которых один говорит: вот Господь выходит, как огонь расплавляющего и как трава (слав. //мыло//) //перущих, и сядет разваряя, яко сребро и яко злато, и прелиет сыны Левиины//[[old:mal:03:02| (Малах. 3, 2–3)]]; другой: //и отмыет Господь скверны сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения// [[old:is:04:04|(Исаии 4, 4)]]. Думаю, что это означают и слова Псалмов: //искуси мя, Господи, и испытай мя//, после чего прибавляется: //разжзи утробы моя и сердце мое// [[old:ps:023:02|(23, 2)]]. Что мы относили к Иерусалиму, это можем относить к состоянию душ, которые создал Бог чистыми: золото они восприняли в уме и мудрости, а серебро в разговорной и красноречивой речи, чтобы воспринятое умом излагать словами. О серебре мы читаем: //словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею// [[old:ps:011:07|(Пс. 11, 7)]]. Подобным образом о золоте и серебре говорится в шестьдесят седьмом псалме, в котором написано: //аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата// [[old:ps:067:14|(ст. 14)]]. Ибо в//ся слава дщере царевы внутрь// [[old:ps:044:14|(Пс. 44, 14)]], которая говорит в Песни Песней: //введе мя Царь в ложницу свою// [[old:pp:01:03|(1, 3)]]. Кто спал и почивал между двумя Заветами, тот тотчас получает посребренные крылья голубицы и будет сиять блеском золота в сокровищнице сердца. В этом смысле, как я полагаю, должно быть понимаемо и то, что для грешников и для заслуживших гнев Божий будет небо медное, земля железная, и в особенности земля египетская, из которой Господь вызодит Израиля, как из железной печи. Также по Захарии [[old:zah:05:start|(гл. 5)]] нечестие сидит на таланте свинцовом. И в песни Исхода говорится: //погрязоша яко олово в воде зеленей// [[old:ish:13:10|(13, 10)]]. Ибо они были подавляемы тяжелым бременем грехов и могли говорить: //яко бремя тяжкое отяготеша на мне// [[old:ps:037:03|(Пс. 37, 3)]]. И как подделка из меди имеет вид золота, так олово похоже на серебро, которое [человек] простой и неопытный не легко отличает. И часто случается, что примесь еретического нечестия в золоту и серебру отделяется огнем Духа Святого и судом Господа, и остается чистое золото и серебро, о котором пророк говорит: //„Я дал им серебро и золото, а они сделали из них Ваала“// [[old:os:02:08|(Осии 2, 8)]]. С этим сходно [и следующее]: //изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй// [[old:ps:104:37|(Пс. 104, 37)]]. Концом же всех наказаний будет познание того, что Он – Господь. О камне оловянном или куске олова читаем мы и у Захарии [[old:zah:04:start|(гл. 4)]]; что он означает, это мы объяснили в своем месте. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 17-22 **И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас** Предстоящую осаду Иерусалима, в который сбегутся жители окрестных городов, пророк сравнивает с плавкою в печи неочищенного серебра (//“изгарь серебра”// - слав.// “сребро смешено”//), в куске которого гораздо более, чем серебра (в знак чего оно в [[old:iez:22:18|ст. 18]] поставлено на последнем месте и только в [[old:iez:22:20|20-м]] на первом) неблагородных примесей: меди, железа, свинца и олова (слав. для отличия от свинца: “олово чистое”; у LXX: κασσίτερος и μόλιβος). Сравнение это, при котором Иезекиилю несомненно предносилось [[old:is:01:22|Ис I:22]], а м. б. и [[old:ier:06:27|Иер VI:27]] (ср. [[old:zah:13:09|Зах XIII:9]]; [[old:mal:03:03|Мал III:3]]), имеет в основании мысль не столько об очищении Израиля, сколько о каре его (хотя несомненно серебро - благочестивые, но ничего не сказано об отделении серебра через плавку, а только о самом плавлении, //“так я во гневе Моем в ярости Моей соберу и положу// (Вульг.: requiescam)// и расплавлю вас”//). Замечательно, что для Иезекииля Израиль как бы сводится к Иерусалиму: [[old:iez:22:19|ст. 19]]. Когда наступит то, что предсказывает пророк, тогда иудеи узнают, что имели против себя Бога, Которого они считали другом; [[old:iez:22:22|ст. 22]], ср. [[old:iez:05:13|V:13]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]