[<10>] ====== Толкования на Иез. 24:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-4 **И бысть слово Господне ко мне в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца: сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от него же укрепися царь вавилонский на Иерусалим. Настави коноб, настави, и влий в онь воду, и вверзи в онь заколение доброе и туки** Под образом коноба Бог представляет Пророку Иерусалим, под образом заколения - жителей его, а под образом огня - врагов его. **//Творения.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-14 **И было ко мне слово Господне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: сын человеческий! запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь Вавилонский подступит к Иерусалиму. И произнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь и налей в него воды; сложи в него куски мяса, все лучшие куски, бедра и плеча, и наполни отборными костями; отборных овец возьми, и разожги под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости разварились в нем. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! горе котлу, в котором есть накипь и с которого накипь его не сходит! кусок за куском его выбрасывайте из него, не выбирая по жребию. Ибо кровь его среди него; он оставил ее на голой скале; не на землю проливал ее, где она могла бы покрыться пылью. Чтобы возбудить гнев для совершения мщения, Я оставил кровь его на голой скале, чтобы она не скрылась. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! и Я разложу большой костер. Прибавь дров, разведи огонь, вывари мясо; пусть все сгустится, и кости перегорят. И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла. Труд будет тяжелый; но большая накипь его не сойдет с него; и в огне останется на нем накипь его. В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобою. Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог** ** LХХ:** //И было ко мне слово Господне в девятом году, в десятом месяце, в десятый [день] месяца, говорящее: сын человеческий! Запиши себе день с этого дня, в который царь вавилонский укрепился против Иерусалима, с нынешнего дня, и произнеси притчу на дом преогорчающий и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел и налей в него воды и положи в него разделенные части (divisones), всякий хороший отсек (incisuram), голень и плечо, по отделении мяса от костей, взятое из отборных животных, и зажги кости под ними; он закипел и разварились кости его среди его. Посему так говорит Адонаи Господь: о город кровей, котел, на котором остается ржавчина его, и ржавчина не сошла с него; по частям его вынес; не пал жребий на него, потому что кровь его среди его; на весьма гладкий камень Я пролил (роsui) ее; Я не пролил ее на землю, где она прикрывалась бы землею. Чтобы ярость возвысилась до отмщения мщением, Я пролил кровь его на вполне чистый камень, чтобы она не прикрывалась. Посему так говорит Адонаи Господь: горе городу кровей, и Я возвышу страх ((Может быть, вместо tеrrоrem (страх) здесь следует читать torem (головню), как следует предполагать на основании текста LХХ и нижеследующего объяснения этого места.)), и умножу дрова, и возжгу огонь, чтобы истлело мясо и испарился (imminuatur) отвар и сгорели кости и чтобы он стоял на углях своих. Он зажжен для того, чтобы разгорелась и выгорела медь его и сгорела среди его нечистота его и исчезла ржавчина. Смирится ржавчина и не сойдет с него большая ржавчина его; будет посрамлена ржавчина его; нечистота твоя zеmma, потому что ты осквернился и не очистился от нечистоты твоей. И что будет, если ты не очистишься, пока Я не исполню ярости Моей над тобою? Я, Господь, сказал, и придет и исполню; не отсрочу, не сжалюсь и буду неумолим. По путям твоим и по замыслам твоим буду судить тебя, говорит Адонаи Господь. Посему Я буду судить тебя по кровям твоим и по помышлениям твоим буду судить тебя, нечистый, знаменитый и чрезмерно прогневляющий.// Многое из этого прибавлено из Феодотиона, а также еврейское слово //zеmmа//, вместо которого мы перевели //мерзкая нечистота//. Ими прибавлено также то, чего в еврейском нет и что спереди отмечено обелом: посему //Я буду судить тебя по кровям твоим и по помышлениям твоим буду судить тебя, нечистый, знаменитый и чрезмерно прогневляющий//. Итак скажем о каждом в отдельности. В девятом году пленения царя Иоакима (ибо в пятом он ((т.е. пророк Иезекииль)) начал пророчествовать) и в десятом месяце того же девятого года, в десятый день десятого месяца было слово Господне к Иеремии пророку, находившемуся в стране вавилонской, и сказало ему: сын человеческий! запиши себе этот самый день и знай, что сегодня царь вавилонский начал в стране иудейской осаждать Иерусалим и окружать его войском, и изобрази эту осаду притчею и поговоркою, которая в настоящем месте означает метафору и иносказание. Поставь, говорит, медный горшок, то есть котел и налей в него воды и разруби всякое мясо самых тучных животных на куски, как бедро, так голень и плечо, и мясо тщательно отдели от костей и, положив мясо в котел, кости положи или сложи под котлом и сделай кучу или возвышение из костей, чтобы не один раз, но много раз кипело варево в котле, и чтобы разварилось мясо в нем и кости под ним сгорели от огня. Но не хочешь ли ты, пророк, знать, что это за котел и что это за мясо или кости? Так скажи, говорит Господь Бог: горе городу кровей, то есть Иерусалиму, котлу, ржавчина которого, то есть нечестие, чрезвычайно велика, и хотя подложен огонь, однако ржавчина его не сошла с него. Ибо даже среди плена и мучений они упорствовали в прежнем нечестии. По частям и порознь истребляй его, – никто не спасется. Не пал жребий на него, чтобы одним погибнуть, а другим спастись, но на всех пришла общая погибель. Ибо кровь его, то есть человекоубийства и умерщвление сыновей среди его. Кровь эту он проливал на вполне чистый камень, чтобы она для всех была видна и не прикрывалась землею или пылью, то есть чтобы не миновал гнев Мой, но чтобы за вполне открытым [пролитием] крови вскоре последовало мщение. Ибо, если кровь проливается на землю, то, по законам природы, земля впитывает в себя влагу крови иди же она постепенно покрывается землею и пылью. Но когда кровь проливается на вполне гладкий и не имеющий впадины камень, то она скользит и занимает большое место. Указывает же это на то, что не тайно, но публично он совершал человекоубийства, подобно тому как говорится Каину: //кровь брата твоего вопиет ко Мне// [[old:gen:04:10|(Быт. 4, 10)]]. Посему скажи городу не одной крови, но многих кровей: вот Я разложу у тебя костер или выну головню (torrem), которую народ называет головешкою (titionem), и не только мягкое и нежное мясо, но также самые твердые кости у тебя так сожгу, что ничего у тебя не останется, что не сгорело бы от огня. И когда будут истреблены и сожжены и мясо и кости, то самый котел пустой поставь на уголья, чтобы также медь его раскалилась и уничтожилась и, по уничтожении меди, исчезла также ржавчина его, то есть, чтобы, по истреблении города огнем, исчезло вместе с городом нечестие. Но какая польза от исполнения того, что было повелено? Даже чрез огонь не может быть истреблена ржавчина и нечестие котла и города, но остается в нем нечистота преступная и мерзкая, ибо это значение имеет zеmmа. И делает обращение к самому котлу, то есть к самому городу. Я хотел очистить тебя, но ты не очистился от нечистот твоих и вперед не можешь очиститься, пока Я не совершу над тобою гнева Моего. Я. Господь, сказал, и решения Моего нельзя миновать. Уже приходит осада города, Я исполню то, чем угрожал, и не миную, как часто Я делал, преступлений твоих и вперед не пощажу и не помилую тебя, хотя бы ты и умножил мольбы; но воздам тебе по путям твоим и замыслам твоим или, лучше, буду судить тебя по делам и помышлениям твоим, чтобы и в этом проявить Свою благость подобно врачу, который не щадит гнилое тело, чтобы спасти здоровые члены: не щадит, чтобы пощадить; бывает жестоким, чтобы проявить сострадание: обращает внимание не на боль пациента, а на уврачевание раны, более желая, по оному евангельскому слову [[new:mf:05:start|(Матф. гл. 5)]], один член потерять, нежели погубить все тело. Заслуживает внимания также то, с какою последовательностью является плен с начала пророчества до настоящего дня, когда начинается осада Иерусалима. Сперва призывается меч; потом представляются две дороги, к Аммону и Иерусалиму, из которых на правую сторону выпадает жребий Навуходоносору; сплавляется в городе серебро, медь, олово, свинец и железо; также земля не орошается дождями, а наполняется терниями, затем под именем двух сестер – Ооллы и Ооливы говорится о грехах Самарии и Иерусалима, из которых одна берется в плен, а другой предстоит плен: Наконец в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца находившемуся в плену Иезекиилю и тем, кои были с ним и предались с царем Иехониею, дается знать, в какой день началась осада города, и представляется образ котла, [в том смысле], что как мясо и кости, сложенные в котел, истребятся огнем, так весь город с своими гражданами погибнет и никого не останется из осажденных, кто не погиб бы от голода, меча, моровой язвы, а остальная часть будет отведена в плен в Вавилон. Можно это же самое пророчество относит и ко времени страдания Господня, вследствие которого Иерусалим был окружен войском, а сыновья его истреблены, и при осаде Титом, сыном Веспасиана, никто не спасся и храм был разрушен, а чрез пятьдесят лет, при Адриане город был истреблен вечным огнем. Когда Иезекииль видел это видение в Иерусалиме, Иеремия изображает настоящий же плен в начале своей книги: //что ты видиши, Иеремие?// Он говорит в ответ: //коноб поджигаемый и лице его от лица севера// [[old:ier:01:13|(Иерем. 1, 13)]]. Некоторые, следуя иносказательному смыслу, все это место относят к кончине мира и девятое число, означающее в священных Писаниях наказания и болезни и следующее всегда за правосудием, растворяют благостию десятого месяца и десятого дня. Ибо для того в отношении к болящим употребляются наказания, чтобы за болезнию последовало исцеление. Ибо //мир//, который //во зле лежит//[[new:1in:05:19| (1 Иоанн. 5, 19)]], сожигается в день суда божественным огнем и город кровей ставится на уголья огненные, чтобы исполнилось то, что написано у Исаии [[old:is:41:14|(41, 14–15)]]: //имаши углие огненное, сяди на них; сии будут тебе помощь//. Представляется трудным также то, каким образом при истреблении углей и костей, которых полны также Фарисеи, коим Господь говорит в Евангелии: //горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внутрьу́ду полни суть костей мертвых и нечистоты// (Матф. 23, 27), теперь говорится, что ржавчина и нечистота не уничтожились, но нечестие останется даже после строгого суда. Это [затруднение] легко разрешается, если мы уразумеем следующее [изречение] апостола: //затвори Бог всех под грехом, да всех помилует// [[new:rim:11:32|(Рим. 11, 32;]] [[new:gal:03:22|Гал. 3, 22)]]; //суете бо тварь повинуся// [[new:rim:08:20|(Рим. 8, 20).]] Кровь же, которая была пролита, оставляется на виду всей твари для того, чтобы открылись преступления всех. Мы можем понимать и Господа Спасителя под вполне чистым камнем, который следовал в пустыне за народом Израильским и о котором написано: //пияху бо от духовного последующего камене; камень же бе Христос//[[new:1kor:10:04| (1 Кор. 10, 4)]]; так как чрез него все открывается и исполняется написанное: //ничтоже есть покровено, еже не открыется// [[new:mf:10:26|(Матф. 10, 26)]]. Господь говорит, что Он не окажет сострадания, и не минует грехов мира, и не пощадит нечестивых и не помилует, чтобы погибли пути нечестивых согласно с тем, что говорится в конце первого псалма [[old:ps:001:06|(ст. 6)]]: //и путь нечестивых погибнет.// //**Толкование на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== //Кипящий котел. Смерть жены// В день, когда Навуходоносор начал осаду Иерусалима, около которой вращалась вся доселешняя проповедь пророка и исход которой должен был показать, истину ли он пророчествовал и открыть ему уста [[old:iez:24:27|(ст. 27;]] ср. [[old:iez:03:20|III:20)]], пророк получает откровение от Бога об этом и под образом котла, с которого должна быть выкипячена ржавчина, представляет в качестве неотвратимого исхода осады разрушение города [[old:iez:24:01|(ст. 1-14)]]. В то же время ему объявлено, что его жена внезапно умрет и что он не должен оплакивать ее в знак того оцепенелого ужаса, которым наполнит известие о падении Иерусалима сопленников пророка. Это было последнее пророчество о гибели Иерусалима, последнее грозное пророчество; затем пророк в течение 1 1/2 года осады Иерусалима молчит об Израиле до конца осады (до [[old:iez:33:start|XXXIII]] главы), посвятив этот перерыв в пророчестве об Израиле пророчествам об иноземных народах. **И было ко мне слово Господне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца** Первая дата после [[old:iez:20:01|XX:1]] - через 3 года 5 месяцев. По нашему январь 587 г. до Р. Х. **//Толковая Библия.//** [<10>]