[<10>] ====== Толкования на Иез. 28:20 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-26 **И было ко мне слово Господне:сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, и скажи: вот, Я - на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нем святость Мою; и пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечом, пожирающим его отовсюду; и узнают, что Я Господь. И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог. Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их** Следующего затем по LХХ: //Бог отцов их// в еврейском нет. В след за Тиром божественная речь обращается к Сидону, ибо оба эти города находятся в одной стране. И в Евангелии вместе с Тиром называется и Сидон: //аще в Тире и Сидоне быша силы были, бывшия в тебе// [[new:mf:11:21|(Матф. 11, 21)]]. Поэтому и хананеянка, дочь которой была мучима демоном, вышедши из пределов тирских и сидонских, получила то, о чем просила [[new:mf:15:start|(Матф. гл. 15)]]. Предрекает же божественная речь то, что и сам он будет взят вавилонянами и узнает из тяжести бедствий, что Он Господь, когда Он совершит суд над ним и явит святость Свою в нем, и будет погублять его голодом, моровою язвою и мечем, так что он будет падать на улицах своих и не будет вперед служить соблазном для народа Божия и часто нападать на него. А когда совершится это, народ израильский, рассеянный среди народов, возвратится в землю свою, и Он явит святость Свою в них, – не в худом смысле, как в Сидоне, а в хорошем, так как Он помилует их, и они будут жить в земле, которую дал Он отцу их Иакову, и будут жить безмятежно и уповая на Господа, и построят домы, и насадят виноградники, когда Он исполнит Свои обетования, и тогда они узнают, что Он Господь, обетования коего не преложны. Многие относят это ко времени Зоровавеля, Ездры и Неемии, когда народ израильский возвратился и жил в земле иудейской. Другие же надеются, что это исполнится в последнее время и в течение тысячелетия. Затем применительно к духовному толкованию смысл, по нашему мению, таков. Сидоняне значат //ловцы//, о которых и в Псалмах написано: //душа наша яко птица, избавися от сети ловящих// [[old:ps:128:07|(Псал. 128, 7)]], и в Притчах: „око блудницы – сети грешника“ [[old:pr:23:start|(Притч. гл. 23)]]. Есть и в хорошем смысле, противоположные этим ловцы, о которых и Иеремия пишет: //се Аз послю рыбари и ловцы, которые уловят вас на всяком холме и горе// [[old:ier:16:16|(Иерем. 16, 16)]], каковых и Господь посылает на ловитву, и из рыболовов делает их ловцами человеков [[new:mf:04:start|(Матф. гл. 4)]]. Поэтому и селения Петра и Андрея называются этим именем, ибо Вифсаида на нашем языке означает //дом ловцов//. Таким образом против этих наихудших ловцов направляется слово Божие, и повелевается пророку обратить или утвердить лицо свое на Сидон, и не увлекаться всяким ветром учения, но стоять в истине, истреблять их ловцов. Но чем Господь угрожает Сиону? Вот Я сам приду на тебя, когда буду истреблять тебя, и узнают все, которые будут жить, что Я Господь, когда Я воздам заслуженное тобою, и пошлю моровую язву и кровопролитие на улицы твои. И справедливо говорится об улицах Сидона, ибо широк и пространен путь, приводящий к смерти [[new:mf:07:start|(Матф. гл. 7)]]. И будут худо стоявшие падать со всех сторон убитые мечом, – тем мечом, который послать на землю пришел Господь, чтобы разъединить худо соединенное и чтобы те, кои останутся, узнали, что Он Господь. И когда не будет их, то уже не будет соблазна к огорчению и терна боли, уязвляющего и поражающего народ Божий. Говорится же все это относительно противных сил в том смысле, что они будут истреблены в последнее время и будет вечная безопасность, когда Господь соберет дом Израилев, – тех, кои умом видят Бога, – и освятится Он в них, и исполнится оное написанное: //святи будите, яко Аз свят есмь// [[old:lev:19:02|(Лев. 19, 2)]]. И будут жить в земле своей, о которой и в другом месте читаем: //верую видети благая Господня на земли живых// [[old:ps:026:13|(Псал. 26, 13)]]. Ее дал Он Иакову, который запнул старшего брата и удостоился получить первенство его. И будут жить в ней безопасно или с надеждою, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить с сугубою надеждою соответственно тому, что читается у Исаии: //иже отдоении от млека, отторжении от сосца печали на печаль ожидайте, надежды к надежди// [[old:is:28:09|(Исаии 28, 9)]]. Построят же такие домы, какие по евангелию строит тот, кто поставил основания не на песке, а на камне [[new:mf:07:start|(Матф. гл. 7)]]. О них написано; //аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии// [[old:ps:126:01|(Псал. 126, 1)]], и в Исходе по LХХ: //понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища// [[old:ish:01:21|(Исх. 1, 21)]] и многое подобного рода. Когда же Господь произведет суд над нападающими или досаждающими Израилю со всех сторон; тогда всякое творение узнает, что Он есть Господь, суды которого истина, все праведны [[old:ps:018:start|(Псал. 18)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество** //Пророчество на Сидон// //Сидон// - город, древнейший Тира [[old:gen:10:19|(Быт X:19)]], названный уже в Тель-Амарнской надписи (//Цидуна//, в др. надп. //Сидину//, корень “охотиться”, “ловля” (т. е. рыбная), издревле находился под гегемонией более могущественного Тира; так, по-видимому, было и при Иезекииле [[old:iez:38:08|(XXXVII:8)]]; но при этом он чувствовал за собою известную самостоятельность (в [[old:ier:25:22|Иер XXV:22]] и др. Сидонские цари называются подле Тирских). Судьба его в Ветхом Завете всегда связывается с Судьбою Тира [[old:ier:47:04|(Иер XLVII:4;]] [[old:is:23:start|Ис XXIII;]] [[new:in:03:04|Ин III:4;]] [[old:zah:09:02|Зах IX:2)]]. После не совсем удачной, но все же ослабившей Тир 13-летней осады его Навуходоносором С. заступает его место: он был большим и могущественным городом, когда его разрушил Артаксеркс III Ох в 351 году. После он был восстановлен и теперь представляет цветущий город (Саида). - Известно только одно столкновение его с Израилем в [[old:sud:10:12|Суд X:12]], но из него была Иезавель. Пророчество на него Иезекииля, сообразно его значению, гораздо короче пророчества против Тира. **//Толковая Библия.//** [<10>]