[<10>] ====== Толкования на Иез. 29:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к фараону, царю Египетскому, и изреки пророчество на него и на весь Египет. Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: "моя река, и я создал ее для себя"** В след за Сидоном, который также находился на финикийском берегу, к десятом году пленения царя Иоакима и в двенадцатом месяце и в один день месяца изрекается слово пророку, чтобы он обратил или утвердил лицо свое на Фараона, царя египетского, и говорил о нем и о всем Египте или ко всему Египту, – ибо с другой стороны Иудеи на том же берегу находится страна египетская, – и предрек то, что имеет быть с ним. Если же следует сказать что-либо о числах, то [мы скажем]: какое место занимает между десятью один день, вследствие чего и в начале Бытия не сказано: //бысть вечер, и бысть утро, день// первый, но //един// [[old:gen:01:05|(1, 5)]], чтобы указать на постоянное возвращение одного и того же дня: тем же порядком между десятью декадами, то есть сторичным чиcлом будет обладать число десять, так как Агнец вземлется для жертвы, чтобы быть закланным, в день четырнадцатый, и таким образом порядок чисел чрез свои декады идет до тысячи, и десяти тысяч, и ста тысяч и далее. После же десятого года поставлен месяц двенадцатый, чтобы указать на совершенное число двенадцати апостолов и пророков (которые заключаются в одной книге). Далее, по LХХ десятый месяц, называющийся по-еврейски //tebeth//, у египтян //τυβι’//, у римлян называющийся январем (jаnuarius), как служащий у них началом ((Собственно дверью (janua))) года, занимает, по прекращении зноя, первое место но зимнему холоду. Этого достаточно будет сказать о числах. Но то в особенности должно исследовать: один ли и тот же Фараон упоминается в Исходе, и у Исаии, и у Иеремии, и у Иезекииля, и во многих других местах, и в Песни Песней: //конем моим в колесницах фараоновых уподобих тя, ближняя моя// [[old:pp:01:08|(1, 8)]], или различные? Мне кажется, что это не один, но что у египтян этим именем обозначается царское достоинство подобно тому, как у римлян цари их называются кесарями и августами от первого Юлия Кесаря и от второго, усыновленного им Октавиана, который впоследствии получил имя Августа, и у ассириян антиохами, у персов арсакидами, у филистимлян авимелехами, а в Египте после Александра птоломеями до Клеопатры, после победы над которой при Акции Египет сделался римскою провинцию. Итак теперь слово Божие изрекается против всякого царя египетского, означающего διασκεδαστη’ς, то есть истребитель и терзатель и все убивающий и разделяющий мечом. Применительно к таинственному смыслу это должно относить к той силе, которой был подчинен Египет. Ибо никогда человек не осмелился бы сказать: «мои реки, и я создал их», и не назывался бы драконом великим, и сидящим среди рек своих. Египет же по-еврейски называется Меsraim и на нашем языке переводится: ὲχθλι’βουσα, то есть //притесняющий// и //угнетающий// тех, кои подчинены ему, и не допускающий возвести очей к небу, но по Евангелию и по примеру той женщины, которая восемнадцать лет была скорчена диаволом, всегда опускающий их к земле [[new:lk:13:start|(Лк. гл. 13)]]. Итак посмотрим, в чем состоит угроза против Фараона и всего Египта. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== //Пророчество на фараона// [[old:iez:29:start|XXIX-XXXII]] главы заключают в себе 7 речей на Египет, который был тоже соседом Израиля, хотя в смысле более отдаленном, так сказать, идеальном (ср. [[old:iez:47:19|XLVII:19]] и [[old:iez:48:28|XLVIII:28,]] где южной границей будущей св. земли называется река Египетская), но соседом зато самым значительным, могущественным и наиболее повредившим и вредящим Израилю, почему пророчество на него гораздо обширнее прочих и даже пророчества на Тир (последний обращает на себя пророческий взор Иезекииля не столько из-за значения его для судьбы Израиля, сколько из-за тогдашнего блеска его и того обнаружения славы Божией, которое дало его падение, следовательно, так сказать по минутной важности события). Египет издавна вредил Израилю [[old:iez:16:26|(XVI:26;]] [[old:iez:20:23|XX:23)]], не переставал вредить и при Иезекииле [[old:iez:29:06|(XXIX:6-7,]] [[old:iez:29:16|16)]]: падение Иудейского царства ближайшей причиной имело обманчивую надежду на помощь Египта (союз с ним Седекии); эта надежда не исчезла окончательно и по разрушении Иерусалима (бегство оставшихся в Иудее жителей в Египет после убийства Годолии: [[old:4ts:25:23|4 Цар XXV:23]] и др.). Ненадежность Египта в качестве союзника, неверность его союзу, погубившая Иуду, и есть главный грех Египта, за который Иезекииль предрекает ему гибель. К этому греху присоединяется высокомерие Египта, претензии на мировое владычество, назначенное Богом Халдее и оспаривание которого у нее посему погубит Египет. Пророчества падают на то критическое для Египта время, когда вавилонское и египетское войска двинулись друг против друга, для чего Навуходоносор снял на время осаду Иерусалима, и когда египтяне, после небольшой неудачи, удалились и ждали нового нападения халдеев по завоевании Иерусалима: даты пророчеств обнимают время от 7 месяца перед разрушением Иерусалима до 1 1/2 года после него. Пророчество состоит из угрозы фараону [[old:iez:29:start|(XXIX гл.)]], Египту [[old:iez:30:start|(XXX)]], притчи об Египте и гибели его [[old:iez:31:start|(XXXI)]] и плача над ним ([[old:iez:32:start|XXXII]]; в пророчестве на Тир притча - сравнение его с кораблем - соединена с плачем). О Египте есть пророчество также у Исаии ([[old:is:18:start|XVIII,]] [[old:is:19:start|ХIX]] и [[old:is:31:start|XXXI]] гл.), Иеремии ([[old:ier:46:start|XLVI]] гл.) и Иоиля [[old:iol:03:19|(III,19)]]. **В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Господне** Декабрь - январь 587 г., должно быть, когда войско египетское двинулось на выручку Иерусалима от осаждавших его халдеев, которые действительно сняли на время осаду [[old:ier:37:05|(Иер XXXVII:5)]]; это могло возбудить большие надежды и послужило ближайшим поводом к пророчеству, параллельному след. [[old:ier:37:06|Иер XXXVII:6]] и д. Греч. не в 10 году, а в 12 (слав. - 10), должно быть, из желания сохранить хронологически порядок пророчеств, см. [[old:iez:26:01|XXVI:1]]. Но Иезекииль явно располагает здесь пророчества в географическом порядке ср. [[old:iez:29:17|ст. 17]] и [[old:iez:30:01|XXX:1]]. День в греч. и слав. 1-й, а не 12. **//Толковая Библия.//** [<10>]