[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:10 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Боковых комнат у восточных ворот три - с одной стороны и три - с другой; одна мера во всех трех и одна мера в столбах с той и другой стороны** Что значат спальни, и что путь восточный, мы уже сказали выше ([[old:iez:40:07|Иез. 40:7]] - прим. ред.), и повторять то еще считаем не необходимым. Но нам надобно спросить, что значит сказанное **три с одной стороны, и три с другой**. Потому что спальни к пути восточному суть сердца кипящих в любви к Богу. Известно, что все избранные, как те, которые были в Ветхом Завете, так и те, которые последовали за ними в Новом Завете, пламенели любовью к Троице. Ибо они не истинно любили бы Бога, если бы не получали благодати Его Троицы, Которая есть Бог. Итак пo пути восточному три спальни с одной стороны, и три с другой; потому что, когда Господь благоволил воплотиться между ветхозаветными и новозаветными отцами, то явился как бы восточным путем в средине спален, которые спальни украшены по истинному виду добродетелей в познании Троицы. Но если мы отнесем то же самое число к добродетелям избранных: то три добродетели, без которых тот, кто может что-либо совершить, спастися не может, – именно, вера, надежда и любовь. А поелику та же самая вера, надежда и любовь была в древних отцах, которая и в новых учителях: то по восточному пути описываются три спальни с одной стороны, и три с другой. Или вернее потому, что три было разделения ветхозаветных отцов, и три последовало новозаветных под благодатию. Потому что ветхозаветный народ имел отцов прежде закона, потом под законом, и после – Пророков. В новозаветном же народе сперва уверовали начатки Евреев, затем последовала в вере полнота язычников, и затем на кончине века остаток Евреев спасется [[new:rim:09:27|(Рим. IX:27)]]. Итак, поелику воплощение Господа и из первой части имело отцов прежде закона, отцов под законом, и наконец Пророков, и из последней – верующих из Евреев, верующих из язычников, и наконец соберет остатки Евреев, то восточный путь называется имеющим три спальни с одной стороны, и три с другой. Но и то мы не неприлично принимаем, если скажем, что есть три разряда верующих. Ибо, как в Ветхом Завете, так и в Новом, иной разряд Проповедующих, иной воздержников, и иной добрых супругов. Поэтому и тот же Пророк в предыдущей части видит освобожденными трех мужей: Ноя, Даниила и Иова [[old:iez:14:14|(Иез.14:14)]], которыми тремя означены именно: Проповедники, воздержники и супруги. Ибо Ной управлял ковчегом на волнах, и потому представлял образ правителей ([[old:gen:07:01|Быт.7:1-2]] и далее). Даниил в царском дворце предан был воздержанию, и потому означал жизнь воздержников [[old:dan:01:16|(Дан.1:16)]]. Но Иов состоял в супружестве, и имея попечение о своем доме, благоугодил Богу; он достойно образует разряд добрых супругов [[old:iov:01:08|(Иов. 1:8)]]. Итак, поелику и прежде пришествия Ходатая были, как проповедники, так и воздержники и добрые супруги, которые ожидали того же пришествия Его, и с великою жаждою желания хотели видеть Его, и после, как мы видим, есть и проповедники, и воздержники, и добрые супруги, которые уже не ожидают воплощения нашего Искупителя, но видения в славе величия Его: то восточный путь имеет три спальни с одной стороны, и три с другой, по слову Псалмопевца, который о том же самом пути, именно Искупителе нашем, говорит: //окрест Его селение Его// [[old:ps:017:12|(Пс.17:12)]]. Но с особенным вниманием нам надобно обсудить, что говорится: **и мера едина трех**. Ибо, когда далеко отстоит превосходство проповедников от воздержников и молчальников, и далеко отстоит превосходство воздержников от супругов: то что значит выражение: **мера едина трех**? Потому что супруги, хотя и хорошо живут, и желают видеть всемогущего Бога, но заняты домашними заботами, и по необходимости разделяют сердце между тем и другим. Но воздержники удалены от забот миpa сего, и пожелание плоти обуздывают даже от дозволенного супружества, чужды и заботы о супруге, попечения о детях, вредных и запутанных помышлений о семейной жизни. Проповедники же не только сами воздерживаются от пороков, но и другим запрещают грешить, приводят к вере и располагают к добродетельной жизни. Каким же образом мера их одна, когда качество жизни их не одно? Но мера одна у трех потому, что, хотя в них различие заслуг велико, но расстояния в вере, в которой они подвизаются, нет. Ибо одна и та же вера, которая тех укрепляет в великих подвигах, а слабость этих в малых поддерживает. Или вернее одна мера у трех потому что в последнем воздаянии, хотя и не будет у всех одного и того же достоинства, однако же для всех будет одна жизнь блаженная. Поэтому и лично Господь говорит: //в дому Отца Моего обители многи суть// [[new:in:14:02|(Ин.14:2)]]. Впрочем те, которые введены были в виноградник, хотя пришли и не в одни часы, получили по одному динарию [[new:mf:20:09|(Мф.20:9)]]. Каким же образом согласить многие часы труда с одним динарием, если не таким, что хотя достоинства блаженных будут различны, однако ж один покой вечного воздаяния? Ибо заслуга каждого будет различна, но различия в радостях не будет; потому что, хотя один менее, а другой более будут восхищаться, однако же всех будет обымать одна радость о видении своего Создателя. Тоже самое надобно думать, как о Ветхозаветных, так и о Новозаветных отцах; потому что, когда восточный путь имеет три спальни с одной стороны, и три с другой, то мера одна для трех, так как та же самая вера и та же самая заслуга поддерживала сердца предшествовавших, которая наполняла сердца последовавших, состоящих под Новым Заветом, как и чрез Павла говорится: //имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, темже и глаголем// ([[new:2kor:04:13|2Кор.4:13]]. сн. [[old:ps:115:01|Пс.115:1]]). Потому что духовные оные отцы веровали, что Бог есть Троица, так, как ясно говорили о той же самой Троице отцы новые. Ибо Исаия слышал Ангельские лики, поющию на небе: //свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф// [[old:is:06:03|(Ис.6:3)]]. Для того, чтобы указать на троичность Лиц, трижды говорится свят, но чтобы ясно было, что существо Троицы едино, не говорится: Господа Саваофы, но: //Господь Бог Саваоф//. Это же самое имея в уме, и Давид подобным образом говорит: //благослови ны Боже, Боже наш, благослови ны Боже// [[old:ps:066:08|(Пс.66:8)]]. Сказав трижды «Боже», он для того, чтобы показать единство Его присовокупил: //и да убоятся Его вси концы земли//. И Павел говорит: //яко из Того, и Тем и в Нем всяческая// [[new:rim:11:36|(Рим.11:36)]]. //Из Того,// именно из Отца; //Тем// – Сыном; //в Нем// – Духе Святом. Он, сказав трижды – //из Того, Тем и в Нем//, – присовокупил: //Тому слава во веки. Аминь//. Ибо тот, кто не сказал – «Тем», – но //Тому//, говоря трижды – //Тот//, различил лица, а присовокупляя: //Тому слава//, не разделил существа. Итак, поелику едина есть вера древних и новых отцов, то справедливо говорится, что одна мера для трех спален. Это повторяется другими словами, когда присовокупляется: **и мера едина фронтонов с той и другой стороны**. Ибо с той и другой стороны одна мера фронтонов потому, что отцы наши, как прежде от Ветхого, так ныне от Нового Завета идущиe, сходятся в одной вере Ходатая. Они потому, что полны любовию, воздержанием укрощают плоть свою, совершают чудеса, являют доблести; поелику же их добродетели видны нам совне, то не несправедливо называются фронтонами сего небесного здания. Ибо все, что ныне ясно открывается, есть фронтон, так что оно есть пpeдвepиe того здания, которое сохраняется для нас внутри. Поэтому и святой Церкви в Песни песней говорится: //как кора краснаго яблока ланиты твои, без сокровенных твоих// [[old:pp:06:06|(Песн.6:6)]]. Потому что ланиты святой Церкви суть духовные отцы, которые ныне блистают в ней чудесами, и как бы на лице ее являются почтенными. Ибо когда мы видим, что многиe творят дивное, пророчествуют о будущем, решительно оставляют миp, пламенеют желаниями небесными: то ланиты святой Церкви краснеют, как кора красного яблока. Но что значит все то, чему мы удивляемся, в сравнении с тем, о чем написано: //ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его// [[new:1kor:02:09|(1Кор.2:9)]]? Итак хорошо, когда он удивлялся ланитам Церкви, присовокупил: //без сокровенных твоих// [[old:pp:06:06|(Песн.6:6)]]. Ясно как бы так было сказано: хотя в тебе велико и то, что не сокрыто, но решительно неизреченно то, что сокрыто. – Далее следует: //и размери широту входа вратняго десяти лактей, широту же вратную тринадесяти лактей// [[old:iez:40:11|(Иез.40:11)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Боковых комнат у восточных ворот три - с одной стороны и три - с другой; одна мера во всех трех и одна мера в столбах с той и другой стороны** Указывается число и расположение измеренных в ст. 7 (см. об.) “боковых комнат”, фее (В, В…), и разделяющих их пилястр, простенков, ailam'ов LXX (С, С…). Комнаты расположены одна против другой и составляют два параллельные, ряда по три в каждом. В нач. ст. вместо евр. “у восточных ворот” LXX читают: //“(фее) дверныя прямо (фее)”;// действительно, комнаты были во всех, а не в восточных лишь воротах. [<10>]