[<10>] ====== Толкования на Иез. 40:21 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и боковые комнаты при них, три с одной стороны и три с другой; и столбы их, и выступы их были такой же меры, как у прежних ворот: длина их пятьдесят локтей, а ширина двадцать пять локтей** Или вернее, как выше сказано (Бесед. [[old:iez:40:10|Иез.40:10]] - прим. ред.), так. – Поелику три чина людей добрых; именно – добрых супругов, воздержников и Проповедников; и поелику иные и в супружестве стремятся любовью к небесному отечеству, иные же в надежде вечной радости изнуряют плоть свою, избегают всех земных дел, и не запутываются в попечении века сего, а иные и земные блага презирают, и проповедуют о тех небесных радостях, которые узнали: то что суть они, если не спальни в духовном здании, в помышлении и размышлении коих душа сочетавается с небесным Женихом? Поелику эти три чина не только Церковь имеет из язычников, но некогда имела их и Синагога, когда великое множество людей духовных пламенно ожидало благодати Искупителя: то ворота небесного здания имеют три спальни по сю сторону, и три по ту; так как каждый проповедник, призывая слушателя к горнему отечеству, показывает, что небесным желанием горели и новозаветные отцы, и ветхозаветные. Ибо примеры большею частью сильнее убеждают, нежели слова умозаключения; и когда Проповедник говорит, каковы были по любви к всемогущему Богу в Новом Завете, иные в супружестве, или воздержании, или проповедничестве, или иные в Ветхом, тогда показывает, что ворота – слова его – имеют по три спальни с той и другой стороны. Эти ворота имеют и фронтон, потому что в жизни проповедника есть открытые дела, которые бывают видимы. Имеют пред фронтоном и вход; потому что, прежде нежели станет он располагать к добрым делам, проповедует веру, чрез которую душа смиренно ступая восходит на высоту добрых дел. Все это по мере первых ворот; потому что присовокупляется: **пятидесяти лактей долгота их: а широта их двудесяти и пяти лактей**. Вы помните, что мы подробно говорили о сем выше (Бес. [[old:iez:40:12|Иез.40:12]] - прим. ред.). Там мы сказали, что пятидесятеричным числом означается покой; потому что и пятидесятый год дан был древнему народу на покой, почему и назван юбилеем; а седмеричное число, чрез которое развивается все это время, помноженное на семь, возвышается в сорок девять. К этому числу прибавляется единица, потому что вечный покой состоит в созерцании Единого. То же пятидесятиричное число служит для нас долготою, потому что никто не может достигнуть оного покоя, если только не может долготерпеливо стремиться к этой своей надежде. Что мы пятидесятиричным числом призываемся к вечному покою, этому научает нас и то, что в Скинии заповедано быть десяти завесам, которые должны были иметь по пятидесяти петлей, и по пятидесяти золотых крючков сбоку и сверху ([[old:ish:26:01|Исх.26:1]] и далее). Ибо завесами святой Скинии служат все те, которые преуспевают в украшении святой Церкви различными цветами добродетелей. Они и внутреннее скрывают, и внешнее вполне украшают, потому что их жизнь, насколько бывает видима, служит украшением; а внутренний их смысл сокрыт, когда в них некоторым образом покрывается то небесное, которое они хранят в душе, и которого высказать не могут. Но справедливо, что завес десять; потому что самые сердца Святых возвысились до совершенства чрез соблюдшие десятословия. Но гиацинтовых петель при завесах заповедано сделать пятьдесять. Гиацинт имеет цвет небесный. Итак петли завес суть небесные заповеди, которыми связываются души для того, чтоб они облегченые снизу висели наверху. Эти именно петли имеют золотые крючки, т.е. разум, блистающий истинною мудростью. Этот разум справедливо означается крючками; потому что должен быть во всем осмотрителен, и укреплен бдительностью осторожной заботливости. И замечательно, что повелевается, чтобы петли, или крючки были сбоку и сверху; потому что небесные заповеди и духовный разум, не только должны поддерживать нас вверху в любви к Богу, но и соединять любовью с ближним. Ибо тем, что мы любим своего Создателя, мы как бы висим на воздухе на верхних петлях. А тем, что мы любим ближних, как самих себя, имеем петли и крючки сбоку, чтобы завесы Скинии, т.е. души верующих, соединены были любовью, а не были разделяемы ненавистью. Поэтому и здесь после долготы в пятьдесят лакоть тотчас присовокупляется широта в двадцать пять лакоть, которая широта относится именно к любви ближнего. Ибо она распространяется на любовь братии, и в отношении к ним делает всякое доброе дело, какое может. Но все добрые дела, которые совершаются телесно, выражаются пятью чувствами телесными, именно, видением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием. Но пятеричное число, помноженное само на себя, дает двадцать пять; потому что добрые дела, когда начинают совершаться, горячестию побуждают душу к умножению, и сами чрез себя множатся. Поэтому они производят и широту в душе, чтоб она не была тесна ни от теплоты, ни горячести, но расширялась в добрых делах любовью. Ибо всякая слабость теплоты есть теснота, а всякое благорасположение любви есть великая широта. Так как хотя и нет вещей, которые следовало бы дать нуждающемуся ближнему, однако ж широка сущность доброй воли, которая достаточествует к воздаянию царства, как написано: //на земли мир, во человецех благоволение// [[new:lk:02:14|(Лк.2:14)]]. Далее следует: //окна же их, и преддверие, и резьба по мере ворот обращенных к Востоку// [[old:iez:40:22|(Иез.40:22)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:40:20#svt_grigorij_dvoeslov|Иез. 40:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **и боковые комнаты при них, три с одной стороны и три с другой; и столбы их, и выступы их были такой же меры, как у прежних ворот: длина их пятьдесят локтей, а ширина двадцать пять локтей** См. Толкование на [[old:iez:40:20#lopuxin_ap|Иез. 40:20]] [<10>]