[<10>] ====== Толкования на Иез. 43:2 ====== =====Лопухин А.П.===== **И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его** Теперь самый важный момент настоящего видения (отсюда //“вот”// - см. объяснение [[old:iez:01:15|I:15]]): //“слава Бога Израилева”//, которая у пророка Иезекииля является синонимом самого Бога (см. объяснение [[old:iez:02:01|II:1]]), //“шла от востока”,// куда удалилась она в [[old:iez:11:23|ХI:23]]. Место нахождения рая и место первого обнаружения Бога на земле, восток был самым естественным исходным пунктом для шествия Бога, “Солнца правды, Которому имя восток” (Мальд.). Пророк не указывает ближ. обр. вида, в котором шла Слава Божия теперь, но два важнейшие способа обнаружения ее присутствия или шествия в данном случае общи с I гл. Шествие ее давало знать о себе одновременно слуху и зрению, воспринимаясь, т.о., сразу всеми главными чувствами человека, всем существом его. - //“Глас Его// (местоимение может относиться и к “Славе”, и к “Богу”) - //как шум вод многих”// - из ряда соответствующих сравнений [[old:iez:01:24|I:24]] выбирается первое, как самое характерное (ср. [[new:otkr:01:15|Откр I:15;]] [[new:otkr:14:02|XIV:2;]] [[new:otkr:19:06|XIX:6]]). LXX дают пространный перифраз: “и глас полка ((paremnolhV, лагеря, добавка по [[old:gen:22:03|Быт XXII:3]]; см. объяснение [[old:iez:01:24|Иез I:24]]), //яко глас усугубляющих// (diplasiazontwn) //многих”// (какого угодно множества, если его удвоить?). Для зрения слава Божия давала о себе знать, естественно, //светом// как в [[old:iez:01:04|I:4,]] [[old:iez:01:27|27-28;]] ср. [[old:iez:01:13|13]]), ибо “Бог обитает во свете неприступном” [[new:1tim:04:16|(1 Тим IV:16)]] и есть Отец светов. Этим светом славы Божией осветилось теперь не такое только малое пространство, как в [[old:iez:10:04|X:4]] двор храма, а вообще “земля”, погруженная доселе в глубокий мрак [[old:is:40:01|(Ис LX:1-2;]] [[old:is:06:03|VI:3)]]. [<10>]