[<10>] ====== Толкования на Иез. 43:7 ====== =====Лопухин А.П.===== **и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их** От “Говорящего” пророк получает откровение, являющееся зерном и сутью всей этой части книги. Осмотренный пророком и измеренный в его присутствии храм будет местом (в евр. вин. п. без управляющего им глагола; посему LXX: //“видел ли еси место?”//) самого престола Божия, таким местом, каким доселе было только небо. В нем непосредственно будет обитать Бог (//“место стопам ног”// усиление выражения: //“место престола Моего”//). Это обитание сделалось возможным благодаря тому, что //“дом Израилев не будет более осквернять святого имени”// Божия. Это осквернение производилось с двух сторон и было двоякого характера. Кроме того, что оскверняя имя Божие весь народ в совокупности (“они”), оскверняли его, в частности, //цари// Израилевы. Первый делал это //“блужением”,// обычное у Иезекииля обозначение идолопоклонства (ср. гл. [[old:iez:08:start|VIII,]] [[old:iez:16:start|XVI,]] [[old:iez:23:start|ХXIII]]). Вторые, не ограничиваясь этим осквернением (общим у них с народом), так сказать пожизненным, простирали его и за пределы земной жизни своей, оскверняя храм близостью к нему трупов своих, которые они завещали хоронить должно быть в каком-нибудь месте, находившемся в непосредственной близости к храму. Уже Давид и Соломон были похоронены не за городом, а в самом “городе Давидовом” [[old:3ts:02:10|(3 Цар II:10;]] [[old:3ts:11:43|XI:43)]], том городе, на одном из холмов которого стоял и храм, именно в ю.-з. части Сиона [[old:neem:03:16|(Неем III:16).]] Хотя автор книги Царств говорит об этом без тени неодобрения, но это может быть, потому, что понятия об обрядовой нечистоте тогда не были так тонки. Цари же Манассия и Амон были похоронены, вероятно, еще ближе к храму, в каком-то “саду Уззы” [[old:4ts:21:18|(4 Цар XXI:18]], [[old:4ts:21:26|26)]]. По мнению раввинов, у пророка Иезекииля здесь именно речь о месте погребения Манассии и Амона. Царские сады находились в низменной местности у Силоама, на пересечении долин Енномовой и Иосафатовой. Это было подле самого храма. //“На высотах их”,// евр. //бамотам// “их могильные холмы”; если читать //бемотам//, то = “при смерти их” (Тарг. Симмах). LXX: //“во убийствах старейшин своих среди себе”// (казни). [<10>]