[<10>] ====== Толкования на Иез. 44:3 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия на Богородичные праздники (Иезек. 43:27; 44:1–4). В сей паримии идет речь о священнодействиях, какия должны совершать священники при освящении имеющего воздвигнуться храма и о неприкосновенности восточных ворот внешнего притвора храма. **Зане старейшина (сам) сядет в них ясти хлеб пред Господем. По пути еламских врат внидет и по пути его изыдет** Восточные врата внешнего притвора никогда не будут открываемы даже для **старейшины**, – т.е. или первосвященника, по мнению одних, или царя по мнению других. **Старейшине** разрешается только сидеть у порога этих ворот для вкушения жертвенной трапезы (**ясти хлеб) пред Господем**, т.е. пред лицем святилища. Он должен будет приходить к восточным вратам **путем еламских врат**, т.е. путем ведущим к сим вратам, из притвора (**елам** – Еврейское слово, оставшееся без перевода на язык Греческий и Славянский, значит притвор, галерея), примыкавшего к ним и тем же путем возвращаться, но чрез самые **врата** не проходить. **//Толкование паремий из книги пророка Иезекииля.//** =====Лопухин А.П.===== **Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет** Неприступность восточных ворот несколько уменьшалась для //князя//, - евр. //ганаси//, не //мелек// - царь Мессия как в [[old:iez:36:22|36:22;]] LXX только 'hgoumenoV, слав. //старейшина//, но в паремиях “игумен”. Не имея права, как и все, ступить на их священный порог, он может пользоваться и это в качестве исключительной и почетнейшей привилегии обширными ([[old:iez:40:06|40:6]] и сл.) постройкам этих ворот, //притвором// их, для того, чтобы снедать в них хлеб пред Господом, т. е. назначенные для свящ. пиршества части мирной жертвы и хлебного приношения [[old:iez:43:27|(43:27)]]. Для этой трапезы князя мог служить или притвор ворот (план 1) или одна из 30 комнат внешнего двора [[old:iez:40:17|(40:17)]], назначенных для священной трапезы народа, и именно должно быть прилегавшая к восточным воротам. Но для этой цели князь должен //входить// в сооружение ворот и //выходить// из него не через самые ворота, главный пролет их, а //“путем притвора”// их, LXX: kata thn 'odon ailam thV pulhV, слав. //“по пути елама”// (в паремиях неточно: еламских врат), т. е. через пристройку к ним со стороны внешнего двора, имевшую на последний не один выход ([[old:iez:40:13|40:13;]] см. план 1 и 3). Таким образом и князь мог только “приметатися” у святого порога этих ворот, не ступая на него. [<10>]