[<10>] ====== Толкования на Иез. 44:30 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Начатки жит ваших дадите жерцем**, т.е. уделяйте священникам начатки всякой снеди вашей. =====Лопухин А.П.===== **И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение** Исчисленные средства содержания более священны, чем богаты. Теперь указываются более существенные средства содержания священников. Такими являются. а) //Начатки плодов//, букв. “лучшее” (//решит//, первое - как по происхождение, так и по качеству) из первородного //(биккурим)//. Первородные плоды //(биккурим),// и по закону Моисееву полагалось приносить ко святилищу, как и упоминаемые далее “приношения” и “молотое”, причем они потреблялись принесшими совместно с священниками и бедными: [[old:ish:23:16|Исх XXIII:16,]] [[old:ish:23:19|19]] и др.; но по [[old:chis:18:12|Чис XVIII:12,]] [[old:chis:18:13|13]], [[old:chis:18:27|27]] и [[old:neem:10:36|Неем X:36,]] [[old:neem:10:38|38]] они как будто целиком поступают священнику; так и здесь: усиление первоначального закона. LXX: //«начатки// (aparcai — собств. самые начатки) //всех и первенцы»// (prwtotoka), разумея, должно быть, под последним скот, а под первым плоды; но //биккурим// всегда только о плодах и хлебах, но не о скоте; о первородном скоте Иезекииль почему-то не говорит; но [[old:ish:22:30|Исх XXII:30]] и др. требуют этого приношения священникам. б) //Приношения - темура// соб. поднятое (по обряду возвышения, совершавшемуся над ними); LXX: //“участия”,// afairemata, отделенное, т. е. для Господа, - добровольные приношения в противоположность первым, как обязательным по закону, в) //Начатки// (евр. тоже //решит) молотого// (т. е. крупы, муки; евр. //ариса// ср. талмуд, //арсан//, ячменная крупа), но Тарг. Пеш. здесь и LXX в [[old:chis:15:20|Чис XV:20]] “тесто”; LXX в [[old:neem:10:38|Неем X:38]] “хлеб”, здесь: prwtogennhmata, но слав. //“начатки жит”.// Поступая в жернова, хлеб, из которого начаток уже дан священнику, становится новым родом продукта и из него вновь полагается начаток священнику, т. е. Господу. Эта повинность тяжелее прежних (отвечая десятинам Моисея), посему за нее обещается особое благословение Божие на дом, могущее с избытком восполнить понесенный для Господа убыток; ср. [[old:mal:03:10|Мал III:10]]. [<10>]