[<10>] ====== Толкования на Иез. 48:1 ====== =====Лопухин А.П.===== //Расположение колен Израилевых в будущей св. земле по отношению к храму и городу// Как храм является источником плодородия будущей уравненной и раздвинутой в своих границах св. земли, так он же и тесно связанный с ним город служит центром ее населения и исходным пунктом для раздела св. земли между коленами. Как идеальная, св. земля будущего представляется правильным удлиненным с с. на ю. квадратком, который восточно-западными параллелями длится на 12 равных участков для колен (последние, как идеальные, представляются одинаковыми и по численности; наоборот [[old:chis:26:53|Чис XXVI:53-56;]] [[old:chis:33:54|XXXIII:54]]). Место для колена указывается ближе или дальше от священного участка в зависимости от большого или меньшего достоинства его происхождения: природные сыновья Лии и Рахили получают участки ближе к храму, чем сыновья от служанок (Лииной Зелфы и Рахилиной Валлы); непосредственно же окружают храм - соответственно исторической действительности колена Иудино и Вениаминово. К северу от храма три важнейших Лиина колена (порядок: Рувим, Иуда, Левий уже во [[old:vtor:33:07|Втор XXXIII:7]] и д.). к ю. - остальные; верх первых занимает старший сын Рахили, верх вторых - младший сын ее; окраины - рабынины колена; из них подле Лииных старшее колено ее рабыни (Гадово); подле Рахилиных колен тоже колено ее рабыни, Неффалимово - соответственно исторической действительности, как и соседнее с ним Асирово. Самая же большая уступка исторической действительности сделана в том, что храм занимает не самую середину св. земли, а отодвинут ближе к югу [[old:iez:48:01|(ст. 1-29)]]. (См. чертеж, ст. 2) По такому же принципу распределены между коленами 12 ворот будущего св. города [[old:iez:48:30|(ст. 30-35)]]. Лиины колена, расположенные к северу, получают ворота на северной стороне города, южные - на южной. Рахилины колена получают ворота на самой почетной восточной стороне, здесь же имеет ворота и старшее из колен ее рабынь (Даново); младшее (Неффалимово) в диаметрально противоположном углу города (для симметрии). Остающиеся двое ворот западной стены предоставляются коленам от Лииной рабыни. (См. чертеж, ст. 16) Всем этим указывается на различную степень святости в будущем, новом Израиле, дающей и не одинаковое приближение к Богу и коренящейся в исторических условиях происхождения и развития народа. **Вот имена колен. На северном краю по дороге от Хетлона, ведущей в Емаф, Гацар-Енон, от северной границы Дамаска по пути к Емафу: все это от востока до моря один удел Дану** Размещение колен начинается с севера, на что и указывается в нач. стиха, особ. по LXX: //“сия же имена племен от начала еже к северу”// (с северного края земли). Вслед за тем повторяется из [[old:iez:45:15|XLV:15-17]] определение северной границы земли, но в очень сокращенном, и по местам до неясности виде: из названных там 7 пунктов приводятся только три важнейших. - //“По дороге от Хетлона, ведущей в Емаф, Гацар-Енон”//, букв. “до дороги (в направлении) Хетлона, при входе в Емаф, Гацар-Енон”. Не указан исходный пункт северной границы: “от моря” как в [[old:iez:47:17|XLVII:17]] (посему новейшие первое слово переделывают в такое указание). О местоположении городов Хетлон, Емаф, Гацар-Енон см. объяснение [[old:iez:47:15|XLVII:15-17]]. LXX //“по стране схождения разделяющаго ко входу Имафову двора Енаня”// (kata to meroV thV katabasewV tou periscizontoV epi thn eisodon thV 'Hmaq aulhV tou Ailam). “Схождение разделяющего ко входу” тоже, что “сходящего и отделяющего вход” [[old:iez:47:15|XLVII:15]] см. объяснение там (здесь более точное выражение). - //“Двора Енаня”,// (это вернее, чем греч. ?????) = “дворы Савнани” [[old:iez:47:16|XLVII:16.]] Енафов вход представляется ведущим в Гацар-Енон. - //“От северной границы Дамаска по пути к Емафу”,// букв. “предел Дамаска к северу до Емафа”. Описание границы возвращается назад от Гацар-Енон, самого восточного ее края, чтобы, как в [[old:iez:47:17|XLVII:17]] (такое же, но более пространное выражение), указать сопредельные с будущей св. землей языческие страны, которые не должно включать в нее. LXX: //“предел Дамасков к северу по стране// (вдоль) //о бок с Имафова двора”// (может быть, кочевья Емафские, как “дворы Савнани” [[old:iez:47:16|XLVII:16]]). - //“Все это от востока до моря”,// букв. “и будут ему (т. е. Дану, как видно из дальнейшего) граница (пеат) восток - море” (очень сжатое выражение, восполняемое уже LXX:// “и будут,// греч. '?????, им - мн. ч. - //яже на востоки даже до моря”//). По-видимому, обращается внимание на большое протяжение коленного удела; в древности ни одно колено не владело такой широкой полосой Ханаана (во всю ширину его); что же касается Данова колена, о котором здесь речь, то оно имело наименьший удел и приютилось подле Иуды, что и побудило его искать места себе на более свободном, не завоеванном еще севере Ханаане и основать там город своего имени, считавшийся потом крайним северным пунктом св. земли ([[old:3ts:03:10|3 Цар III:10]] и д.). - //“Один удел Дану”,// букв. “Дан - один”. LХХ: //“Даново едино”.// [<10>]