[<10>] ====== Толкования на Иоиля 1:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-10 **Извержеся жертва и возлияние из дому Господня: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику Господню. Яко опустеша поля: плачися земле, яко пострада пшеница, изсше вино, умалися елей: изсхоша** Все равно, как если бы прямо сказал: прекратились благодарственные жертвы, совсем уже не кому заклать жертву, принести возношение и хлебные начатки, – конечно, священный сноп, возносимый Богу по закону Моисееву в виде начатка жатвы пшеницы. Нет, говорит, никого, кто бы, наложив в корзину первосборных плодов, пошел в дом Божий воспеть Богу благодарственные песни, какие полагалось произносить. Поэтому-то побуждает избранный род, разумею священников, плакать, не потому, что они в затруднении насчет доходов, а потому, что они печалятся о подчиненных людях и поставлены на священное и досточудное служение с тем, чтобы они преимущественно пред прочими умилостивляли Бога и подражали самому священнотайннику Моисею, который ходатайствовал за Израиль и говорил Богу: //«молюся... Господи, согрешиша людие сии грех велик,... и аще... оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади и мя из книги сея, в нюже вписал еси»// [[old:ish:32:31|(Исх.32:31–32)]], ибо чин священства служит посредником между Богом и людьми, и приставленным к служению столь важному, как я полагаю, по всей справедливости, приличествует дерзновение в молитвах: ведь они как бы посвящают за всех к Богу собственную жизнь, потребляя жертвы за грех. То же говорит Бог всяческих устами Осии: //«грехи людей моих снедят, и в неправдах их возмут души их»// [[old:os:04:08|(Ос.4:8)]], то есть: когда народ совершит неправду, преступая предписание закона, тогда священнослужители божественных жертвенников «возмут» за него Богу собственные души (а «возмут» говорит вместо: «принесут» или «вознесут», потому что вознести Богу называлось: «взять»). Какая же причина их плача? Пострадали, говорит, поля и пшеница, объедаемая зубами саранчи, и как бы сжигаемые //«сиплями»// [[old:iol:01:04|(Иоил.1:4)]], потому что они как будто жгут и уничтожают то, что есть в полях. Следует, говорит, рыдать некоторым образом и земле, когда погибли у нее плоды: **«пострада пшеница, изсше вино, умалися елей»**: изсхоша, то есть, исчезло с нее все то, за что ей обыкновенно весьма удивлялись, как матери и кормилице добрых плодов. Вот что мы сказали бы применительно к действиям чувственным. Но каждый, если он есть настоящий священник, будет оплакивать тех, которые по безмерному повреждению ума не принимают очищения верой и не возлюбили освящения от Христа, потому что они во всяком случае останутся лишенными духовного плодородия и будут терпеть недостаток во всем, что может питать и что возводит их к духовному мужеству, не имея ни пшеницы, ни вина и лишенные употребления елея. Говорится в таинственном смысле, потому что принимающим веру Христос предложит Себя как хлеб жизни (Он и говорил: //«аз есмь хлеб животный»// – [[new:in:06:51|Ин.6:51)]], как вино, веселящее сердце человека [[old:ps:103:15|(Пс.103:15)]]. Опять вникни умом в то, что говорю. Будут пользоваться и елеем, конечно – духовным, освящающим и понимаемым в смысле усвоения благодати Его, а тех, кто имеет мысль упорную, дерзкую и небоголюбивую, ум непослушный и непреклонный, конечно, сделает лишенными и совершенно непричастными только что нами названных благ. Нужно заметить, что и Павел, совершая святое дело благовествования Христова язычникам, как бы оплакивал неверующих из Израиля, говоря: //«скорбь ми есть велия»// [[new:rim:09:02|(Римл.9:2)]] и прочее. Настоящая речь, как я сказал, есть таинственна и прикровенна. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9–12 **Прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, и плачут священники, служители Господни. Опустошена страна, сетует земля: потому что истреблена пшеница, посрамлено вино, оскудело масло, земледельцы постыжены, виноградари рыдают о пшенице и ячмене. Виноградная лоза посрамлена и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь и все дерева в поле посохли, поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд** Что касается исторического смысла, то по опустошении и истреблении всего массою саранчи или врагов, которые под видом ее изображаются, прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, из которых одно приносилось от муки, а другое от вина. Плачут священники, эти служители Господни, потому что не совершаются по закону жертвоприношения и возлияния, и в особенности потому, что не приносятся и десятины, которые обыкновенно получались ими. Ибо вся страна опустошена. Земля сетует метонимически вместо тех, которые живут на ней; пшеница, вино и масло оскудели; также самые земледельцы и виноградари постыжены и рыдают, потому что погибли не только пшеница, но и ячмень, который бывает менее ценным и более плодородным, и овощи, на которые, как я думаю, указывается в словах погиб сбор с поля, то есть все то, что обыкновенно родит земля. Но нет нужды говорить о пшенице, вине, масле и ячмене, когда даже плоды на деревьях посохли, смоковница завяла и гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева, плодовые и бесплодные, погибли, быв опустошены саранчею. Все это было для того, чтобы прекратилась или обратилась в стыд радость сынов человеческих. Можно сказать, что тоже было с народом иудейским и после пришествия Спасителя, когда все с неистовством кричали: распни, распни Его; //не имамы царя, токмо кесаря// [[new:in:19:06|(Ин. 19, 6]] и [[new:in:19:15|15)]], когда Иерусалим был осажден войском, и [иудеи] голодом и мором были доведены до такой крайности, что питались телами юных детей, и прекращены были жертвоприношения и радость сынов человеческих, потому что они не хотели принять ту радость, о которой ангел говорит пастырям: //благовествую вам радость велию// [[new:lk:02:10|(Лук. 2, 10)]]. Таинственный смысл этого места, как мне кажется, следующий. Когда невеста, получившая учение Божие, будет разлучена по причине греха с женихом и вместо виссоновых и льняных одежд облечется в власяницу, то есть в одежду оплакивающих, тогда превратится жертва, о которой написано //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Псал. 50, 19)]], и возлияние вина, веселящего сердце человека [[old:ps:103:start|(Псал. 103)]], в доме Божием, то есть в Церкви, как говорить апостол к Тимофею: //да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива// [[new:1tim:03:15|(1Тим. 3, 15)]]. Превратится же жертвоприношение и возлияние в доме Божием тогда, когда, по причине умножения беззакония, охладеет любовь многих [[new:mf:24:start|(Матф. гл. 24)]], и когда князья народа и служители алтаря увидят, что поля и равнины веруюших не приносят плодов добродетелей, но покрыты терниями пороков, когда пшеницу и ячмень, виноградные лозы и масло истребят гусеница, саранча, черви и ржа, и когда мы не будем иметь чаши, о которой написано: //чаша твоя упоявающи мя яко преславна// [[old:ps:022:05|(Псал. 22, 5)]]; и погибнет масло, о котором в Екклезиасте читаем: //во всяко время да будут ризы твоя белы, и елей на главе твоей да не оскудеет// [[old:ekl:09:08|(Еккл. 9, 8)]], который оживляет лице и которым помазывают голову постящиеся. Тогда земледельцы будут постыжены, когда увидят, что на их полях не родится пшеница, которою питаются люди, и ячмень, служащий кормом для бессловесных животных, и что посрамлен виноград, о котором написано: виноград благолозен Исраиль, плод обилен его [[old:os:10:01|(Ос. 10, 1)]], и когда Господь ожидал, что он будет приносить грозды, он производил только терния. Также оскудела смоковница, под которою был Нафанаил прежде, нежели он уверовал [[new:in:01:start|(Ин. гл. 1)]], и гранатовое дерево, с кожицею плодов которого сравниваются ланиты невесты в Песни Песней [[old:pp:06:start|(гл. 6)]], пальма, которая, по утрате соков, засохла и о которой некогда было сказано: //праведник яко финикс процветет// [[old:ps:091:13|(Псал. 91, 13)]], и яблонь, о которой в той же Песни читаем: //яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов// [[old:pp:02:03|(Песн. 2, 3)]]. Но нет нужды перечислять все деревья, когда все посохло, и вместо радости и веселья печаль и стыд удручают сынов человеческих. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни** Опустошение страны саранчою вызвало недостаток муки, вина и елея, а отсюда прекращение или, по крайней мере, уменьшение хлебных приношений ко храму (minchah) и возлияний (nesech). Пророк говорит, по-видимому, о прекращении не жертв ежедневных, назначенных в законе [[old:ish:29:38|(Исх ХХIX:38-42)]], а жертв, добровольных, приносившихся по усердию. Так как часть этих приношений шла в пользу священников, то последние должны были испытывать на себе тяжесть постигшего страну бедствия (рус. **плачут священники**). Чтение греч. т. penqeite, слав. **плачитеся** явилось потому, что LXX вместо изъяв. накл. евр. аblu (плачут) читали повелит (ivlu). Вместо слов **служители Господни** в слав. т. «**служащии жертвеннику Господню**». [<10>]