[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-24 **Дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити. Дерзайте, скоти польстии, яко прозябнуша поля пустыни, яко древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою. И чада Сионя, радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем, яко даде вам пищу в правду и одождит вам дождь ранний и поздный, якоже и прежде: и наполнятся гумна... пшеницы, и преизлиются точила вином и елеем** В обычае у святых пророков от благ частных и относящихся к немногим возводить слово к всеобщим и более общедоступным. А это – блага Христовы. Таким образом опять речь у нас сводится к тому же. Действительно, когда земле дано должное дерзновение? Или **«когда возвеличи Господь, еже сотворити»**? Не тогда ли, когда Слово, будучи Богом, сделалось человеком, чтобы, орошая поднебесную горними благами, стать для верующих в Него как бы рекою мира, источником наслаждения, дождем ранним и поздним и подателем всякой духовной производительности? Именно тогда и для самых несмысленных (они-то и называются **«скотами польскими»**) возросла некая духовная пажить – слово учащих; **«тогда прозябнуша поля пустыни»**. Пустынею именует церковь, согласно изречению: //«радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин»// [[old:is:35:01|(Ис.35:1)]]: а **«поля**» их – это начальники людей и могущие руководить (ими), которые божественными дарованиями с неба делают дух плодоносящим, обильно цветущим, благоухающим цветами догматов и увенчанным свежей зеленью. Они увеселяют дух оскотевших, чтобы возвести их к разумению, достойному человека. Сказал также, что **«древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою»**, уподобляя плодам смоквы и винограда, как я думаю, твердую речь учащих, в которой есть и сладость, есть кроме того и свойство увеселять. Но по всей справедливости следовало бы более тупым по уму и отличающимся невежеством предлагать и учение, свойственное скотам, более близкое к земле, произрастающее у изучающих малое наподобие травы по своему виду и значению, а уже совершенным – плод возвышенный и растущий на плодовитых деревьях, – относительно святой и единосущной Троицы, или нравственного наставления, представляемого как бы на высоте. Поэтому-то их называет скотами, а Сионом – чад более совершенных, которым и повелевает веселиться о Господе Боге нашем, потому что всякая радость духа нашего – Христос, от Которого всякая полнота благ и подаяние небесных дарований любящим Его, мыслимое под видом дождей ранних и поздних, пшеницы, переполняющей гумно, вина – точило, и елея, обильно льющегося. Нужно заметить, что и в смысле таинственного исполнения обетование истинно: нам под видом дождя дается живая вода святого крещения, в виде пшеницы – хлеб животный, и под видом вина – кровь. Присоединяется и употребление елея, исполняющее совершенством, оправдываемым во Христе святым крещением. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21–27 **Не бойся, земля; радуйся и веселись: ибо Господь совершит великое. Не бойтесь, животные страны, ибо краса пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал вам учителя правды и будет ниспосылать на вас дождь ранний и поздний, (как) в начале. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся точила вином и елеем, и воздам вам за те годы, которые пожирала саранча, черви, ржа и гусеница, великая сила Моя, которую Я послал на вас. И вдоволь будете есть и насыщаться и восхвалять имя (Господа) Бога вашего, который дивное соделал с нами и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится во веки** Теперь [Бог] обещает противное всему тому, чем Он выше угрожал. Выше [[old:iol:02:19|(гл. 1 ст. 19]]–[[old:iol:02:20|20)]]. Он сказал: //огонь пожрал красу пустыни, и пламя попалило все дерева в стране. Даже и звери полевые, подобно полю, жаждущему дождя, устремили взоры к Тебе; потому что иссохли источники вод, и огонь пожрал красу пустыни//. Теперь скорбь Он умеряет радостию и слезы превращает в смех. Не бойтесь, говорит, животные страны, ибо краса пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу, и будет такое обилие всего, что у вас не будет недостатка в хлебе, вине и елее, которыми вы будете насыщаться, гумна наполнятся хлебом и точила переполнятся вином и елеем, так что не только вы сами будете в состоянии есть, но и другим давать. Он говорит также в частности и чадам Сиона, чтобы они радовались и веселились, и не о чем-либо маловажном, а о Господе Боге их, который дал им пищу правды и, как перевели LXX, дождь ранний и поздний, чтобы они ели и радовались, и восхваляли имя Господа Бога своего, который соделал с ними дивное, чтобы они не посрамились и чтобы знали, что Господь Бог Израилев обитает среди них и кроме Него нет другого, ибо Отец в Сыне и Сын во Отце, и не посрамится народ Его (или Мой) во веки. Мы уверены, что все эти обетования Господни исполнились буквально, и прежнее бесплодие было вознаграждено чрез новые плоды, так что все то, что истребили саранча, черви, ржа и гусеница, было восполнено в последующие годы. Спрашиваем, почему гусеница названа силою или силою Господнею и не только силою, но силою великою? Как в казнях египетских могущество Божие обнаружилось чрез малых животных и в особенности чрез скнипов, то есть чрез столь малых мошек, что едва можно видеть их глазами; так и теперь чрез небольшого и медлительного червяка, который едва может двигаться и уничтожается от легкого прикосновения, проявляется могущество Божие и человеческое бессилие. Это не потому, будто бы Бог не может но Своему мановению и по величию силы разрушить землю и покрыть все потопом или пожечь молниею, но чрез малых [животных] и, так сказать, чрез бесконечно малые тела (рuncta соrроrum) Он дает видит бессилие человека. Поэтому мы также Маркиону и прочим еретикам, терзающим Ветхий Завет, обыкновенно отвечаем, что Бог для того создал блох, мошек и клопов, чтобы показать тленность и слабость нашей плоть, которая настолько ничтожна, что уязвляется малейшими [животными]. Но если гусеница, медленно движущийся и небольшой червичек, сильнее человека, то почему тщеславится земля и прах (потому что человек, hоmо, получил название от земли, humо, из которой он происходит) и, возгордившись, презирает свойственное человеческой природе (humana)? Некоторые так объясняют это место: мы читаем, что с правой и левой стороны окружают Бога силы, которые греки называют δυνάμεις; с правой стороны херувимы и серафимы и все ангельские силы, с левой противные силы, о которых написано: //посла на ня гневе ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми// [[old:ps:077:49|(Псал. 77, 49)]] и о которых Михей в книге Царств (или Царей) говорит: //видех Господа Бога Исраилева, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошую Его// [[old:3ts:22:19|(3Цар. 22, 19)]]. Я полагаю, что с левой стороны был дух, который выступил и стал пред Господом, говоря: //аз прелщу Ахава, и изыду, и буду дух лжив во устех всех пророк его// [[old:3ts:22:21|(3Цар. 21]]–[[old:3ts:22:22|22)]]. Этой противной силе, которая находилась с левой стороны и которая была способною обольщать и опытною в склонении к падению и уже многих обольстила, Бог говорит: //прелстити и возможеши, изыди, и сотвори тако//[[old:3ts:22:22|(3Цар. 21, 22)]]. Также тот дух, который мучил Саула и о котором слуги его сказали ему: //вот злой дух от Бога приводит тебя в исступление// [[old:1ts:16:start|(1 Цар. гл. 16)]], был из тех [духов], которые находятся с левой стороны и служат Господу для наказаши тех, кои по причине грехов заслужили того, чтобы быть мучимыми. Ибо не только люди бывают слугами и исполнителями гнева Его по отношению к совершающим злое, и не напрасно они носят меч, но также противные силы, которые называются яростию и гневом Божиим и, отклоняя которые, пророк говорит: //Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене// [[old:ps:077:49|(Псал. 6, 2)]]. Подобного рода, так сказать, истязателям (quaestionariis) и мучителям апостол предал грешника во измождение плоти, чтобы дух был спасен [[new:1kor:05:start|(1 Кор. гл. 5)]], и к ним принадлежит сатана, которому он предал других, чтобы они научились не богохульствовать [[new:1tim:01:start|(1 Тим. гл. 1)]]. Это о том, почему гусеница названа силою Божиею. Перейдем к изъяснению духовного смысла по порядку. Не бойся, земля, но уповай и радуйся: ты прежде, вследствие своей сухости, утратила семена Господни, но Господь в Своем величии оказал тебе такое милосердие, что даже животные страны и пустынной степи имели изобилие на тучных полях, и дерево крестное приносить плод свой и сладчайшие дары Духа Святого на всех распространяются в изобилии. Также вы, которых справедливо после покаяния Я называю чадами Сиона и Церкви, радуйтесь и веселитесь, потому что Бог Отец дал вам учителя правды или даровал вам пищу правды и ниспослал на вас дожди ранние и поздние. Ранний дождь бывает тогда, когда мы впервые принимаем учение, а поздний дождь тогда, когда мы получаем плоды нашего труда и достигаем совершенного знания святых Писаний. Можно под ранним и поздним дождем разуметь Ветхий и Новый Завет. И не только, говорит, Он дал это, но и соделал то, что вы изобилуете новыми плодами добродетелей, и насыщаетесь и упояетесь хлебом, вином и елеем, о которых я часто говорил. Бог не хотел, чтобы для вас погибли те годы, которые вы прежде утратили для себя вследствие господства страстей, когда саранча, черви, ржа и гусеница уничтожали дела ваши. Теперь вы будете вкушать плоды правды, и насыщаться и восхвалять ими Господа Бога вашего, соделавшего дивное с вами. Если же Бог обещает такое изобилие во всем после покаяния, то что ответит Новат, отрицающий покаяние и возможность возвращения грешников в прежнее состояние, если они будут совершать достойные дела покаяния? Ибо Бог настолько принимает кающихся, что называет их Своим народом, и говорит, что они не посрамятся; Он обещает, что Он будет обитать среди них и что они уже не будут иметь иного Бога, но будут всем сердцем уповать на Того, Кто будет пребывать в них во веки. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. **Дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити** С отвращением бедствия бесплодия наступит время плодородия. Обитателям земли уже не будет причины бояться голода (**дерзай, земле**). Они должны радоваться и веселиться, видя, какую великую милость Господь явил людям Своим, умилостивленный их раскаянием (**возвеличи Господь, еже сотворити**). //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде** Ввиду избавления от бедствия пророк приглашает к радованию землю, животных и людей, как ранее приглашал их к сетованию и плачу. [<10>]