[<10>] ====== Толкования на Иоиля 2:32 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** Следовательно, скажет кто-нибудь, для множества христиан, которые не соблюдают всех заповедей, бесполезно будет соблюдение некоторых? При этом прекрасно привести себе на память блаженного Петра, который, после стольких заслуг и после стольких ублажений, за одно только слово услышал: //если не умою тебя, не имеешь части со Мною// [[new:in:13:08|(Ин 13:8)]]. Не говорю уже о том, что и это одно слово не леность и пренебрежение доказывало, но было выражением почтения и уважения. Впрочем, скажет иной: **всякий, кто призовет имя Господне, спасется**. //**Пролог 4 (к Пространным аскетическим правилам).**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** Возвращайся в Церковь, от которой ты злочестиво отделил себя. Ведь Бог обещал прощение возвратившимся, ибо написано: **всякий, кто призовет имя Господне, спасется**. И наконец, иудеи, которые говорили о Господе Иисусе: «В нем дьявол» или «Он изгнал дьявола через Вельзевула» (см. [[new:mf:12:24|Мф 12:24]], [[new:mk:03:22|Мк 3:22]], [[new:lk:11:18|Лк 11:18]]), – и которые распяли Господа, проповедью Петра призванные ко крещению, смогли смыть вину этого злочестивейшего греха. //**О покаянии.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется: яко в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии, ихже Господь призва** Таким образом, всенепременно, говорит, за неправедные деяния Иудеев явятся на небе и на земле знамения и чудеса. Однако, несмотря на это, им предлежат и милости от Бога, то есть – спасение верой, оправдание во Христе, залог духа, освящение, надежда на царство небесное, так как Бог непамятозлобно отпустит им и преступления против Христа. Так, Петр сильно обличал народ Иудейский, открыто возглашая, что они убили, повесив на древе, Спасителя и Искупителя всех, отреклись от Святого и Праведного и просили даровать им человека-убийцу; но к этому он прибавил: //«и ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши:... покайтеся убо»// [[new:act:03:17|(Деян.3:17–19)]], //«и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса; ...и приимете дар Святаго Духа, вам бо есть обетование и чадом вашым»// [[new:act:02:38|(Деян.2:38]]–[[new:act:02:39|39)]]. Итак, хотя, говорит, и наступят знамения и чудеса, спасется всякий, кто призовет Владыку, Господа неба и земли. А что слову спасения надлежало быть проповеданным прежде в самом Иерусалиме, где умерщвлен был Господь, а затем быть разнесенным святыми Апостолами по всем народам, – будет ясно из слов пророка: «в горе Сионе и во Иерусалиме будет спасаемый, и благовествуемии, ихже Господь призва», ибо, как пишет Павел, //«никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога»// [[new:evr:05:04|(Евр.5:4)]]. Посему по выбору из всех призваны блаженные ученики и не самовольно приступили к апостольству, как тот безумный фарисей или законник, который, присваивая себе преимущества ученика, следовал, говоря: Господи, //«иду по тебе, аможе аще идеши»// [[new:mf:08:19|(Мф.8:19)]]. Поэтому-то Спаситель отверг дерзко пристававшего и нимало не приближавшегося к требованиям евангельским, говоря: //«лиси»// и прочее [[new:mf:08:20|(Мф.8:20)]]. Между тем готовым к апостольству возглашал, говоря: //«грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком»// [[new:mf:04:19|(Мф.4:19)]]. А Матфея берет даже от корыстных занятий, повелевая ему следовать за собою [[new:mf:09:09|(Мф.9:9)]]. Призваны же были по собственному желанию, как и было естественно, те, которые были наиболее способны, и с особым рвением, исполнять Его волю, хотя отец и изобретатель беззакония и похитил предателя. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Свт. Игнатий Брянчанинов===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** См. Толкование на [[new:rim:10:13#svt_ignatij_brjanchaninov|Рим. 10:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо во Иерусалиме будет спасение**; в нашествие Гога так же, как было в нашествие царя ассирийского Сеннахирима. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** См. Толкование на [[old:iol:02:28#blzh_ieronim_stridonskij|Иол. 2:28]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. 2:23–32). В сей паримии обещается сынам Израиля, пострадавшим от бесплодия земли вследствие опустошения саранчею и засухи, обильное плодородие; затем предрекается обильное излияние Св. Духа на всякую плоть и предуказываются знамения грядущего суда. **И будет: всяк, иже призовет имя Господне, спасется** Страшен будет всемирный суд, но осуждены будут на нем только неверующие и нераскаянные. От сего осуждения спасен будет, не подвергнется ему всякий, призывающий **имя Господне**, т.е. верующий в Господа Иисуса и исповедующий свою веру призыванием **имени Господа** Иисуса, прославлением этого **имени**, – прославлением не словами только, но жизнью, ревностью к исполнению заповедей Божиих, ибо //не всяк//, говорит Христос, //глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]. Если содержащееся в паримии проречение об излиянии на верующих Св. Духа исполнилось в день сошествия Св. Духа, то нет нужды рассуждать, почему эта паримия читается в праздник этого события. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Блж. Августин ===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** Блаженный апостол, давая понять, что те времена, когда все народы уверуют в Бога, предсказаны пророками, привел в доказательство то, что так написано и так будет: **всякий, кто призовет имя Господне, спасется**. Ибо прежде лишь сыны Израиля призывали имя Господа, создавшего небо и землю, прочие же народы призывали идолов немых и глухих, и те не слышали их, или демонов, которые слышали их на погибель им. Но когда пришла полнота времени[[new:gal:04:04| (Гал 4:4)]], исполнилось то, что предсказано, и отныне будет так: **всякий, кто призовет имя Господне, спасется.** Затем же, поскольку сами иудеи не желали уступать народам Евангелие, то те из них, которые уверовали во Христа, говорили, что не должно проповедовать Евангелие необрезанным. //**Проповеди.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь** **Всякий, кто призовет имя Господне, спасется**: пророк говорит не об израильтянах только, но о всех народах. Ап. Павел прилагает слова Иоиля и к язычникам, когда замечает, что в Церкви Христовой нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, //«ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется»// [[new:rim:10:12|(Рим. 10:12-13)]]. **Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение** (peleitah). Пророк разумеет духовный Сион и Иерусалим, т. е. Царство Божие [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Евр. pelejtah лучше переводить – спасенные, как в у LXX ἀνασῳζό­με­νος. **Как сказал Господь**: эти слова понимаются или как подтверждение Иоилем истинности его пророчества (**как сказал Господь**), или в смысле указания на бывшее до Иоиля пророчество о спасении на Сионе. Под этим последним разумеют обыкновенно (Кейль, Кук, Новак) пророчество Авдия о том, что на Сионе будет спасение [[old:iol:02:17|(ст. 17)]]. **И у остальных, которых призовет Господь**: таким образом, спасутся те из призывающих Господа, которых призовет и Сам Господь. У LXX евр. ubasswidim (рус. **и у остальных**) переведено вследствие иного чтения словом εὐαγγελιζόμενοι; отсюда в слав. «**и благовествуемии**». Об исполнении пророчества Иоиля об излиянии даров Св. Духа на всякую плоть должно сказать следующее. В Ветхом Завете дар пророчества подавался только некоторым лицам, обильное же ниспослание даров Св. Духа ветхоз. писателями ожидалось во время мессианское [[old:is:32:15|(Ис. 32:15;]] [[old:is:44:13|44:13;]] [[old:ier:31:33|Иер. 31:33;]] [[old:zah:12:10|Зах. 12:10)]]. Это время, без сомнения имеет в виду и пророк Иоиль. По объяснению Ап. Петра, в речи, произнесенный им пред народом, пророчество Иоиля, действительно, исполнилось в день Пятидесятницы, в факте сошествия Св. Духа на апостолов ([[new:act:02:14|Деян. 2:14]] и др.). Но по мысли апостола, день Пятидесятницы был только началом исполнения пророчества, так как апостол, на основании слов пророка, обещает в будущем ниспослание даров Св. Духа и всем тем, которые покаются и крестятся [[new:act:02:38|(Деян. 2:38–39)]]. Можно, поэтому, сказать, что пророчество Иоиля будет исполняться до тех пор, пока через покаяние и крещение не войдет в Церковь, через которую подаются дар Св. Духа, //«исполнение языков»// [[new:rim:02:25|(Рим. 2:25)]]. С обетованием о ниспослании Св. Духа у пророка Иоиля соединяется и предвозвещение наступления дня Господня, т. е. для Страшного Суда. Так как Ап. Петр, изъясняя великое событие дня Пятидесятницы, приводит и это предвозвещение пророка Иоиля, то, значит, он считает и его исполнившимся в день Пятидесятницы. И действительно, ниспосланием Св. Духа на апостолов окончилось дело спасения человечества, поданы людям все необходимые для спасения благодатные силы. С этого дня каждому человеку предлагается избрать или вечное блаженство, или осуждение на вечные муки, открывается в истории человечества новый период, имеющий завершиться днем Страшного Суда над миром. Но великое событие дня Пятидесятницы было только началом осуществления пророчества Иоиля о суде. Во всей же полноте это пророчество осуществится тогда, когда настанут предвозвещенные пророком страшные явления, когда //«подвигнется небо и земля»//, и все племена земные увидят Сына Человеческого, идущего на облаках небесных силою и славою великою [[new:mf:24:30|(Мф. 24:30)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iol:02:27#lopuxin_ap|Иол. 2:27]] [<10>]