[<10>] ====== Толкования на Иоиля 3:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-16 **Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда: внидите, топчите, яко исполн точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой. Господь же от Сиона воззовет и от Иерусалима даст глас свой: и потрясется небо и земля** Повелел как бы при помощи трубы собрать на долину Иосафатову соседние с иудейской землей народы, говорю, Арабов и Тирян, Хеттеев и Филистимлян, и Моавитян, и Идумеев, Аммонитян и Гергесеев, как бы тотчас имеющих умереть и подвергнуться строгой ответственности пред судьею. Теперь же возбуждает Израильтян к некоторой неодолимой стремительности и непоколебимому мужеству и как бы поощряет напасть на собранных; и говорит, что это должны сделать и те, которые боятся ужасов войны и совсем не ходят на сражение, напротив, придают большое значение изнеженной жизни, и поставляют ее в веселье, и радуются подобно тем, которые делают обильный сбор винограда. Посему-то и говорит: **«испустите серпы, яко предстоит объимание винограда»** («испустите» употребил вместо «протяните», как это обыкновенно делают собирающие виноград); ибо они будут вполне готовы к истреблению и посечению; пусть, говорит, будет срезан враг, как кисть винограда; пусть он, находясь во множестве под ногами, будет попираем в точилах; **«внидите»**, говорит, **«топчите, яко исполн точило»**, то есть, множество народов собрано для истребления и нет никакого препятствия – быть им под твоими ногами. **«Изливаются подточилия»** – это служит указанием на множество собранных для истребления народов; ибо вследствие изобилия винограда вино часто выливается из самых точил. Итак, словами: **«изливаются подточилия»** указывает, на множество лежащих под ногами. **«Гласи прогласишася на поли судебнем»**. Что это такое? Обыкновенно святые пророки предвозвещают будущее и созерцают самые имеющие некогда совершиться события, так что кажется, что они уже видят события и слышат голоса. Поскольку Навуходоносор, вступивший в битву, имел произвести истребление, и Иеремия как бы перенесен был духом к созерцанию ужасного зрелища войны и видел бесчисленное множество мертвых, то он говорил: //«горе мне, яко исчезает душа моя над убиенными»// [[old:ier:04:31|(Иер.4:31)]]. Нечто подобное, как я думаю, испытал и Иоиль и, может быть, слухом своим воспринимал бывающий на войне шум; посему и говорит: **«гласи прогласишася на поли судебнем»**. Полем судебным называет место сражения, потому что народы были собраны на нем ни для чего иного, как для того, чтобы получить жестокое наказание. Говорит, что слышатся голоса и слышатся здесь вопли падающих; ибо во время сражения бывает, что побеждаемые издают стоны, а победители издают крики торжества над побежденными и весьма много величаются над ними. **«Солнце и луна**, – говорит, – **померкнут»** и самые звезды лишатся блеска, не потому что тогда стихии подвергнутся этому самому, но потому, что как бы война произведет тьму и как бы наведет мрак на очи побежденных; ибо страх смерти всегда вызывает тьму, и тяжесть неожиданного бедствия ослабляет ум и помрачает душу как бы солнце в тех, которые подвергаются безмерным страданиям. Говорит, что воззовет Господь, как бы тут присутствующий и вместе с ними сражающийся, и наподобие военачальника возбуждающий Израильтян к нападению на врагов. Но в особенности прилично сказать, что во время всеобщего воскресения Господь как бы от Сиона воззовет, потому что, как говорит Павел, //«сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе»// восстанут нетленными [[new:1sol:04:16|(1Сол.4:16)]]. Это предызображал и закон Моисеев, ибо он повелевал Израильтянам трубить в новомесячие; а в новомесячии можно видеть образ, и весьма ясный, века грядущего и нового, следующего за первым. Труба же есть знак всепроникающего звука трубы архангела и трубы, посланной от Бога, которая возбуждает всех лежащих в земле и звучит необычайно громко. Надобно знать, что и Сам Господь, совершая чудо над Лазарем, вошел в гроб и, как повествует Евангелист,// «гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон»// [[new:in:11:43|(Ин.11:43)]], хотя Он чрез пророка говорит: не воспротивится, //«не возопиет,... ниже услышится вне глас его»// [[old:is:42:02|(Ис.42:2)]]. Итак, то, что Спаситель громким голосом воскресил из мертвых Лазаря, служит, говорю, знамением повсюду слышной трубы и звука от нее, достигающего до пределов земли и исходящего с неба. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда.** Ибо это могущество народов для вас то же, что радостное объимание винограда. **Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия**; потому что вы будете попирать врагов своих и расхищать богатство их. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика** См Толкование на [[old:iol:03:12#blzh_ieronim_stridonskij|Иол. 3:12]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда. **Испустите серпы, яко предстоит объимание** (обрезание) **винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их** Суд над народами, враждебными Царству Божию, представляется здесь под образом собирания **винограда** и топтания его **в точиле**. Под этим же образом этот суд представляется в Апокалипсисе. Один из Ангелов, говорится в Апокалипсисе: //«С великим криком воскликнул к другому Ангелу, имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди **винограда** на земле, потому что созрели в нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал **виноград** на земле и бросил в великое **точило** гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом и потекла кровь из точила»// [[new:otkr:14:18|(Апок. 14:18–26)]]. В обоих местах ветхозаветного и новозаветного пророчества под созревшими ягодами **винограда** разумеются народы, созревшие для наказания. Под **точилом**, т.е. чаном для выжимания винограда, разумеется, как ясно сказано в Апокалипсисе, гнев Божий. Что **точило** для выжимания виноградного сока, то гнев Божий для казни нечестивых. **Топтание винограда в точиле** значит попрание врагов Церкви, как выражение гнева Божия. Наполнение **точила виноградом (исполнь точило)** знаменует накопление неправд и беззаконий в такой мере, что долее они не могут быть терпимы. Мера грехов и беззаконий, превышающая меру долготерпения Божия, еще сильнее обозначается словами: **изливаются подточилия**, т.е. сок **винограда** переполняет не только **точило**, но через край льется из подточильных чанов. Вот до какой степени **умножишася злобы их**, – т.е. нечестивых. – К кому обращается Господь, повелевая **испустить серпы** (закривленные ножи) для срезывания виноградных гроздьев и топтать, или выжимать их3? К Ангелам. //Послет Сын человеческий Ангелы Своя и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззакония, и ввергнут их в пещь огненную// [[new:mf:13:41|(Мф. 13:41–42)]]. Об участии Ангелов во всемирном суде Господь Иисус говорит также в поразительном изображении этого суда в 25-й главе Матфея [[new:mf:25:31|(Мф. 25:31–32]]. Сл. [[new:mf:24:31| 24:31)]]. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика** **Пустите в дело серпы** и пр.: речь от лица Бога и обращена к героям, т. е. к Ангелам, которых, привел Господь в долину суда. **Идите, спуститесь**: идите – в долину Иосафатову; вместо **спуститесь** в слав. «топчите» (πατεῖτε); LXX eвp. redu производили, сообразуясь с контекстом не от jarad спускался (как в рус.), и от radah топтать. **Ибо точило полно и подточилия переливаются**: точило (евр. gath) – углубление для выжимания винограда и маслин, высеченное в скале или выкопанное в земле и выложенное камнем. Точило состояло из двух частей: собственно точила, куда накладывался виноград, или оливки, и подточилия, или чана, куда стекал выжатый сок (ср. [[old:zah:14:10|Зах. 14:10;]] [[old:is:05:02|Ис. 5:2]]; [[new:mf:21:33|Мф. 21:33;]] [[new:mk:12:01|Мк. 12:1;]] [[new:otkr:14:20|Откр. 14:20]]). Образ жатвы и собрания винограда – образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины (ср. [[new:mf:13:39|Мф. 13:39;]] [[new:otkr:14:15|Откр. 14:15–18]]). Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому как в точиле давят гроздья винограда. – Вместо слов **ибо жатва созрела** в слав.: «**яко предстоит объимание винограда**» (ὁτρυγητός). Греч. τρυγητός означает не только сбор винограда, но и жатву вообще. [<10>]