[<10>] ====== Толкования на Иоиля 3:19 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 19-21 **Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей: Иудеа же во веки населится, и Иерусалим в роды родов. И взыщу крови их и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе** Что касается исторического смысла этих слов, то Египет действительно подвергся наказанию; ибо он лишился царства, когда Камбиз, сын Кира, разрушил его, а Идумея подверглась опустошению, как об этом свидетельствует само положение дел. Впрочем в этих словах пророческая речь, кажется, указывает нам на сокровенное исповедание, которое привел в исполнение Единородный, когда соделался человеком. Священное Писание обыкновенно уподобляет закоренелым идолопоклонникам и весьма сильно наклонным к идолослужению полчища демонов и всегдашних противников святых. Итак, погибнет, говорит, все враждебное, подобно Египтянам и Идумеянам; ибо непоколебимо обетование Христа, Который говорит о церкви, что //«врата адовы не одолеют ей»// [[new:mf:16:18|(Мф.16:18)]]. А что лукавые силы имеют подвергнуться наказанию за свои преступления против людей и все, которые осмеливаются на подобные тем дела, или отвлекая кого-либо по еллинскому заблуждению, или вовлекая //«в неискусен ум»// [[new:rim:01:28|(Рим.1:28)]] учением предаваться всяким извращениям, – на это ясно указывает, говоря, что вследствие этого погибнут воевавшие против Сиона, **«понеже пролияша кровь праведную»**, причиняли невыносимые обиды сынам Иуды, то есть, святым, чадам исповедания; ибо Иуда означает исповедание. И богодухновенный Давид негде говорит о неправедно убиенных: //«яко взыскаяй крови их помяну»// [[old:ps:009:13|(Пс.9:13)]]. А к сатане, изображаемому в виде Ассура, говорит: //«якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю мою погубил еси и люди моя избил еси: не пребудеши в вечное время»// [[old:is:14:20|(Ис.14:20)]]. Итак, враги Сиона, говорит, подвергнутся гибели, **«Иудеа же населится во век»**, и Иерусалим в роды родов, не тот, который был опустошен и сожжен (ибо Господь и Бог, будучи истиной, не может говорить неправды), но духовный, небесный, вышний Иерусалим, и божественный Сион, славный и прекрасный город, которого художник и зиждитель, и строитель – Бог, и в который войти да будет возможно и нам чрез Христа. //**Толкование на пророка Иоиля.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Египет** в запустение **будет**, за то запустение, до которого доведены были вы. В таинственном же смысле Пророк разумеет гонителей святого народа, и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их рассыплются. **И Идумея в ненаселенную пустыню**; она не будет обитаема ни людьми, ни зверями; потому что Идумеи говорили: //истощайте, истощайте до оснований его//, то есть Иерусалим [[old:ps:136:07|(Пс.136:7)]]. //**Толкование на книгу пророчества Иоиля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Египет сделается пустынею и Идумея стенью погибли за это, что они беззаконно поступали в, отношении к сынам Иудиным и проливали невинную кровь в земле их** И относительно этого места иудеи спят глубоким сном, обольщая себя фантастическою надеждою, что в последнее время, но принятии ими не Христа, а антихриста, они отмстят за себя египтянам, своим соседям, и римилянам, которых они разумеют под идумеями. Как фараон со всем войском его, в течении четырехсот тридцати лет державший народ Божий в плену, потонул в Красном море, так и римляне, которые в течении такого же времени будут господствовать над иудеями, будут истреблены чрез божественное мщение. Таковы питаемые ими пустые надежды. Но они не могут объяснить, почему, когда на земле есть столько народов, только два народа, египтяне и идумеи, будут наказаны, или почему под идумеями разумеются римляне, когда мы, пользуясь тою же свободою измышления, могли бы, в противоположность им, утверждать, что под именем идумеев разумеются персы или еламиты, франки, аллемлины или другие народы. Но мы скажем, что ко время воскресения Господня или в день суда (ибо мы принимаем то и другое) погибнут и Египет и Идумея, то есть то, что составляет Египет и Идумею. Египет называется Меsraim, что́ означает ἐκθλίβουσα, то есть преследующий, угнетающий святых Божиих, а Идумея: земная или кровавая. Таким образом всякий, кто преследовал народ Божий и предавался земным делам и чрез многочисленные преступления ежедневно проливал невинную кровь, то есть тех, коих он обольщал, погибнет, как мы знаем также о душах мучеников, взывавших под жертвенником: //доколе. Владыко святой и истинный, не судите и не мстити крови нашей от живущих на земли// [[new:otkr:06:10|(Откр. 6:10)]]? **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. 3:12–21). В сей паримии содержится пророчество о дне Страшного суда. ** Египет в погибель будет, и Идумея в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей** Именем **Египтяне и Идумеи** обозначаются здесь вообще враги Царства Божия, или Церкви Божией. **Египтяне и Идумеи** были исконными врагами избранного народа и за сие наказаны опустошением их отечества, так что не осталось и следа их самостоятельности и могущества. Это было образом злосчастной участи, грозящей врагам Церкви на всемирном суде, заслуженной ими за то, что они **пролияша кровь праведную на земли своей**, жестоко гнали и убивали христиан. //**Толкование на паримии из Книги пророка Иоиля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их** Из врагов Иуды пророк выделяет особенно египтян и идумеев, в вину которым вменяется то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь их. Под пролитием невинной крови пророк разумеет, по-видимому, или убийства тех Иудеев, которые находили убежище в Египте и Идумее (в земле их = в земле идумеев и египтян), или же убийства во время разбойничьих нападений идумеев на Иудею (тогда – в земле их = в земле евреев). Какие именно исторические факты имеет в виду пророк, неизвестно; во всяком случае такие факты могли происходить как в послепленное время, так и в допленное. См. также Толкование на [[old:iol:03:16#lopuxin_ap|Иол. 3:16]] [<10>]