[<10>] ====== Толкования на Ион. 3:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-4 **И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!** Если угодно, послушаем и саму историю. //И было//, - сказано, - //слово Господне к Ионе: встань, иди в Ниневию, город великий// [[old:ion:01:01|(Ион. 1:1-2)]]. Бог, предвидя бегство пророка, с самого начала хочет возбудить [в Ионе] жалость величием города. Но послушаем и проповеди. //Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!// [[old:ion:03:04|(Ион. 3:4)]]. Для чего же наперед говоришь о том зле, которое хочешь сделать? Для того, что не сделаю того, о чем говорю наперед. Для того Он угрожал и геенной, чтобы не отвести в геенну: пусть, говорит, устрашают вас слова - и не опечаливают дела. А для чего он ограничивает срок столь кратким временем? Для того, чтобы ты и узнал добродетель иноплеменников - иноплеменников, то есть ниневитян, которые в три дня могли утишить такой гнев [Божий] на их грехи. И подивился человеколюбию Бога, Который удовольствовался трехдневным покаянием за столь великие беззакония, и сам ты не впадал бы в отчаяние, хотя бы и без числа согрешил. //**О покаянии 5.4.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **И бысть слово Господне пo Ионе вторицею, глаголя: востани, и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем пo проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе** Итак, воодушевленный уже более горячим усердием, он получает вторичное повеление идти в Ниневию и провозгласить ту же самую проповедь, которая сказана была ему в начале, а именно: //«яко взыде вопль злобы его ко мне»// [[old:ion:01:02|(Ион. 1, 2)]]. Я уже сказал о том, что относится ко Христу, но буду говорить об этом опять, нисколько не тяготясь этим, как написано: //«таяжде бо глаголати вам, мне убо неленостно, вам же твердо»// [[new:fil:03:01|(Фил. 3, 1)]]. Итак мы найдем, что Христос пред честным крестом как бы еще медлил исполнить свое дело, говорю, и язычникам предложить проповедь евангельских учений. О сем весьма ясно говорит Он: //«несть послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева»// [[new:mf:15:24|(Мф. 15, 24)]] и своим святым ученикам Он заповедывал: //«на путь языков не идите»// и след. [[new:mf:10:05|(Мф. 10, 5)]]. Но он был //«в сердцы земли три дни и три нощи»// [[new:mf:12:40|(Мф. 12, 40)]]; он пришел «на источники моря, в следах... бесдны ходил» [[old:iov:38:16|(Иов. 38, 16)]]; //«понре... (погрузился) как бы в расселины гор и сниде в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии»// [[old:ion:02:06|(Ион. 2, 6–7)]]. Потом расхитив ад и проповедав находившимся там духам и отворив остававшияся недвижимыми врата ада, Он опять возвратился к жизни. Возникла, освободясь от тления, жизнь Его и тогда Он явился в саду прежде других ищущим Его женщинам; потом сказав им: //«радуйтесь»//, повелел возвестить святым ученикам, что Он предваряет их в Галилее [[new:mf:28:07|(Мф. 28, 7–9)]]. Тогда, наконец, язычникам возвещено было слово Его чрез блаженных апостолов. Тогда заблудшим проповеда //«пo проповеди преждней»// [[old:ion:03:02|(Ион. 3, 2)]]: ибо не иными заповедями воспитывал Он Израиля прежде смерти Своей, и не иными – язычников после нея; но одно для всех Евангелие, и совершенно одинаковы знания божественных учеников, – и не одно у тех, которые призваны чрез веру во освящение из Израиля, а другое у нас, призванных из язычников. //**Толкование на книгу пророка Ионы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–2 **И было слово Господне к Ионе во второй раз, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, как ты прежде проповедовал, то, что Я говорю тебе** Пророку не говорится: почему ты не исполнил того, что тебе было повелено? но для него достаточно одного только вразумления чрез бурю и поглощение китом, чтобы тот, кто не внял Господу повелевающему, уразумел Его при своем избавлении чрез Него. Также излишне было бы согрешившему рабу вменять в вину, после испытанных им бедствий, то, что он соделал, потому что подобного рода вразумление служит не столько средством исправления, сколько укором. Господь наш после воскресения вторично посылается в Ниневию, так что тот, кто прежде как бы убегал, говоря: «//Отче..., аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия//» [[new:mf:26:39|(Матф. 26, 39)]], и не хотел хлеб детей отдавать псам [[new:mf:15:26|(Матф. 15, 26]]), теперь, после того, как те сказали: «//распни, распни Его; ... не имамы царя, токмо кесаря//» [[new:in:19:15|(Ин. 19, 15)]], добровольно отправляется в Ниневию, чтобы проповедовать после воскресения то, что и прежде страдания было повелено Ему проповедовать. Все же то, что Ему повелевается, что Он повинуется, что не желает, что снова вынуждается желать и что во второй раз исполняет волю Отца, относи к природе человеческой и к образу раба, к которым применимы эти слова. **//Толкование на книгу пророка Ионы.//** ===== Блж. Августин ===== Ст. 1-4 **И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена** Зачем нас спрашивают, прообразом чего было то, что пророк, проглоченный этим чудищем, был на третий день извергнут живым, когда Сам Христос разъяснил это? //Род лукавый и прелюбодейный//, - сказал Он, - //ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи// [[new:mf:12:39|(Мф. 12:39-40)]]. <...> Ибо как Иона - с корабля во чрево кита, так Христос - с древа в гробницу, в глубины смерти. И как тот [пострадал] за тех, кто был застигнут бурей, так и Он за тех, кто блуждает в море века сего. И как вначале было приказано, чтобы Иона пророчествовал ниневитянам, но не прежде пришло к ним пророчество Ионы, чем низверг его кит, - так и слово Божие было послано к язычникам, но пришло к ним не прежде воскресения Христа. //**Письма 102.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе** //Вторичное посольство Ионы в Ниневию.// О вторичном посольстве Ионы в Ниневию говорятся теми же словами, какими говорилось и о первом [[old:ion:01:01|(Ион. 1:1–2)]], можно думать, что это второе **слово Господне к Ионе** было дано в той же форме, что и первое [[old:ion:01:02#lopuxin_ap|(Ион. 1:2)]]. Содержание проповеди пророка в Ниневии вторично не указывается, а делается ссылка на прежде бывшее об этом повеление Божие: **проповедуй в ней, что Я повелел тебе** [[old:ion:01:02#lopuxin_ap|(Ион. 1:2)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]