[<10>] ====== Толкования на Ион. 3:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-9 **И дойде слово к царю Ниневийскому, и воста с престола своего, и сверже ризы своя с себе, и облечеся во вретище, и седе на пепеле. И проповедася и речено бысть в Ниневии от царя, и велмож его, глаголющих: «человецы, и скоти, и волове, и овцы, да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да пиют. И облекошася во вретища человецы, и скоти, и возопиша прилежно к Богу: и возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их, глаголюще: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости своея, и не погибнем** Еще больше усиливает похвалу послушанию и еще больше удивляется готовности к повиновению призванных к покаянию. Как скоро дошли до слуха их слова Пророка, – тогда и сам удостоенный скиптра и увенчанный высшими почестями, оставляет царский трон и сбросив с себя приличествующия ему одежды и сняв с себя багряницу, облекся во вретище, то есть, был в скорбных одеждах. Возседши же на пепле, он этим сам и другим дал указание на то, что необходимо и отказаться от пищи и, умилостивляя Бога непрестанными мольбами, просить у Него помилования. Очень мудрыми оказались Ниневитяне и в том отношении, что они посредством поста все вместе старались отвратить беззаконие. Подлинно это был истинный и беспорочный образ покаяния. Но поскольку Израиль, не имея надлежащей опытности в этом, держал некогда весьма неразумный и нечистый пост, то Бог повелел Пророку – возвышенным голосом возвестить им: //«не таковаго... поста Аз избрах, глаголет Господь»//, и тотчас присовокупляет, по какой причине Он указал на это: //«во дни бо пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручная ваша томите; ...в судех и сварех поститеся и биете пястьми смиренного»// [[old:is:58:03|(Ис. 58, 3–4, 6)]]. Итак, Ниневитяне оказались лучшими, совершая Богу чистый и непорочный пост. Об этом засвидетельствовало Священное Писание, говоря: **«и возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их»**. Этот поступок проникнут мудростью и благоразумием. Они уверовали, что **«раскается... Бог»** и прекратит гнев Свой. **«Раскается»** (μετανοήοει) говорит вместо: **«восхощет»** (βουλήσεται). Если Он увидит, что они от зла перешли к добру, то и Сам обратится к весьма вожделенному для Него миру и человеколюбию; ибо Он благ по природе. Впрочем, на согрешающих Он налагает наказания и на обнаруживающих неудержимую наклонность к своеволию посылает гнев Свой, который подобно узде отлично удерживает их и приводит к покорности. Обрати внимание на то, что говорят Ниневитяне: **«кто весть, аще раскается Бог и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем?»**. Мудрый же Израиль, воспитанный законом, не возвышается до понимания того, что благ и кроток Господь, ибо они несмысленные говорили: //«прелести наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти?»// [[old:iez:33:10|(Иез. 33, 10)]]. Но услышали Бога, ясно говорящего: //«обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете, доме Исраилев?»// [[old:iez:33:11|(Иез. 33, 11)]]. Так и поступили Ниневитяне, обращением к лучшему отвращая угрожающий им гнев, причем постановили, чтобы вместе с людьми страдали и скоты, лишенные пищи и питья и вынужденные как бы плакать. Сделано это было уже сверх того, что требовалось, так как это не было необходимо и Бог не желал страдания животных; но Писание указало на это, чтоб поставить на вид необычайность раскаяния Ниневитян. Знаю, что некоторые краснеют при этом и говорят, что под скотами разумеются наинеразумнейшие между людьми. Слова эти справедливы и были бы по временам уместны, еслибы кем-либо были понимаемы таким образом. Но смыслу объясняемых слов конечно соответствует и та мысль, что определением страдания даже животных указывается на высшую степень покаяния. //**Толкование на книгу пророка Ионы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6–9 **И достигло слово до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя одеяние свое, и оделся во вретище и сел на пепле. И провозгласил и сказал в Ниневии от лица царя и вельмож его, говоря: люди и скот, и волы и овцы пусть ничего не едят, и не пасутся, и не пьют воды, и пусть люди и скот покроются вретищами и крепко взывают к Господу, и пусть каждый обратится от злого пути своего и от беззакония рук своих. Кто знает, может быть. Бог обратится к нам, и простит нас, и прекратит ярость гнева Своего, и мы не погибнем** Знаю, что многие под царем Ниневийским (который последним услышал проповедь, и сошел с престола своего, и снял прежнее убранство и, одевшись во вретище, сидел на пепле, и, не довольствуясь собственным обращением, проповедует также покаяние прочим своим соправителям, говоря: «люди и скот, волы и овцы» пусть томятся голодом, пусть оденутся во вретища и, осудив прежние пороки, всецело предадутся покаянию) разумеют диавола, который при конце мира оставит свое высокомерие, покается и возвратится в прежнее состояние (потому что никакое разумное и созданное Богом творение не должно погибнуть). В подтверждение этого мнения приводит также тот пример из книги Даниила, что Навуходоносор, после семилетнего покаяния, снова получил царскую власть [[old:dan:04:start|(Дан. 4)]]. Но так как Священное Писание не говорит этого и так как чрез это вполне уничтожается страх Божий в людях, которые легко склоняются к порокам, думая, что даже диавол, виновник зла и источник всех грехов, может чрез покаяние спастись; то мы должны удалить это мнение из наших мыслей. Мы должны также знать, что грешники, но Евангелию, посылаются «//в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его//» [[new:mf:25:41|(Мф, 25, 41)]], и что о них говорится: «//червь их не скончается и огнь их не угаснет//» [[old:is:66:24|(Ис. 66, 24)]]. Мы знаем, что Бог милосерд и, будучи сами грешниками, не можем находить удовольствия в преувеличении строгости Его; но мы также читаем: «//милостив Господь и праведен, и Бог наш милует//» [[old:ps:114:04|(Псал. 114, 4)]]. Правосудие Божие соединяется с милосердием, и с ними Он приступает к суду; Он милует, не переставая быть правосудным, и судит по правде, не переставая быть милосердным. «//Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася//» [[old:ps:084:11|(Псал. 84, 11)]]. Также, если все разумные творения равны, возвышаются ли они по собственной воле чрез добродетели или низко опускаются чрез пороки, если, после продолжительного периода и бесчисленных веков, все возвратится в прежнее состояние и если достоинство всех воинствующих одинаково; то какое будет различие между девственницею и публичною женщиною? Какое будет различие между Матерью Господа и (что и сказать преступно) жертвами публичных похотей? Не одним ли и тем же будут Гавриил и диавол? Не одно ли и тоже апостолы И демоны? Не одно ли и тоже пророки и лжепророки? Не одно ли и тоже мученики и гонители? Представь себе что угодно, удвой число лет и времен и определи бесконечные века для мучений, но если конец всех одинаков, то все прошедшее не имеет никакого значения, потому что мы стремимся не к тому, чем мы когда-то были, а к тому, чем мы всегда будем. Мне не безызвестно также то, что обыкновенно возражают против этого и на чем основывают свои надежды на спасение вместе с диаволом. Но теперь не время писать подробно против превратного учения и диавольских козней (σύμφαγμα) Тех, которые тайно учат, а публично отрицают. Для нас достаточно высказать свое мнение относительно рассматриваемого свидетельства и, соответственно характеру толкований, вкратце объяснить, кто тот царь Ниневийский, до которого последнего дошло слово Божие. Какое значение у людей имеет светское красноречие и светская мудрость, свидетелями этому служат Демосфен, Туллий, Платон, Ксенофонт, Феофраст, Аристотель и прочие ораторы и философы, которые считаются как бы царями людей, и правила их принимаются не как правила смертных, а как изречения богов. Поэтому Платон говорит: «счастливы будут государства, если философы будут царями или если цари будут философами». Но как трудно подобного рода людям верить в Бога, относительно этого я опущу примеры из ежедневной жизни и обойду молчанием то, что сообщает древняя история язычников, – для нас достаточно свидетельства апостола, который в послании к Коринфянам пишет, говоря: «//видите звание ваше, братие, яко не мнози премудры по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни; но буяя мира избра Бог, да премудрые посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и худородная мира уничиженная избра Бог//» [[new:1kor:01:start|(1Кор. 1, 26–28)]] и прочее. Поэтому он еще говорит: «//погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу//» [[new:1kor:01:19|(1Кор. 1, 19)]], и: «//блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию//» [[new:kol:02:08|(Колос. 2, 8)]]. Отсюда ясно, что цари мира последними слышат проповедь Христову и, оставив блеск красноречия и красоту и изящество речи, всецело предаются простоте и безыскусственности, и облекшись подобно простому народу, сидят на пепле и разрушают то, что прежде провозглашали. Мы можем иметь пример в блаженном Киприене, который прежде был защитником идолослужения, и достиг такой славы за красноречие, что даже преподавал ораторское искусство в Карфагене; но он услышал наконец слово Ионы и, обратившись в покаянию, достиг такой степени добродетели, что публично проповедовал Христа и за Него склонил выю под меч. Так мы понимаем то, что царь Ниневии сошел с престола своего и переменил порфиру на вретище, благовония на грязь, чистоту на нечистоту, – на нечистоту не мыслей, а словесного изложения. Поэтому и о Вавилоне у Иеремии говорится: «//чаша златая Вавилон,... напаяющи всю землю//» [[old:ier:51:07|(Иер. 51, 7)]]. Кого не упояло светское красноречие? Чьи души оно не ослепляло стройностию речи и блеском своего изложения? С трудом люди сильные, знатные и богатые, и с гораздо большим трудом красноречивые веруют в Бога, потому что мысль их ослепляется богатством, силою и роскошью и, будучи окружены пороками, они не могут видеть достоинства и простоты Священного Писания и судят о нем не по высоте мыслей, а по низкому способу словесного выражения. Но когда те самые, которые прежде учили злу, обратятся к покаянию и будут учить добру, тогда мы увидим, что народ Ниневийский обращается вследствие одной проповеди и что исполняется написанное у Исаии: «//аще... родися язык//» в один раз [[old:is:66:08|(Ис. 66, 8)]]. Также людей и скот, покрывшихся вретищами и взывающих к Господу, понимай в том же смысле, что и разумные, и неразумные, и мудрые и простодушные приносят, вследствие проповеди Ионы, покаяние согласно с темь, что в другом месте говорится: «человеки и скоты спасеши, Господи» [[old:ps:035:07|(Псал. 35, 7)]], Мы можем также и иначе понимать скот, покрытый вретищами, главным образом на основании следующих свидетельств, в которых говорится: «//солнце и луна покроются вретищем//» [[old:iez:32:07|(Иезек. 32, 7)]], и в другом месте: «//покрою небо вретищем//» [[old:is:50:03|(Ис. 50, 3)]], то есть в смысле печальной одежды, скорби и сетования, что метафорически (μεταφορχῶς) называется вретищем. В словах же: **кто знает, может быть Бог обратится и простит** для того выражается сомнение и неопределенность, чтобы люди, сомневаясь в своем спасении, усерднее приносили покаяние и более склоняли Бога к милосердию. **//Толкование на книгу пророка Ионы.//** ===== Блж. Августин ===== **Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле** Одним способом послужил царь Богу как человек, а другим как царь. Ибо как человек послужил он своей жизнью праведной, а как царь послужил он, освятив с должной силою законы, которые предписывали справедливое и запрещали противоположное. Как послужил Езекия, разрушив святилища и храмы идолов и те строения, которые были построены вопреки повелению Божьему; и как послужил Иосия, также творивший подобное; и как послужил царь ниневитян, побудив весь город умилостивлять Господа. //**Письма 185.5.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле** См. Толкование на [[old:ion:03:05#lopuxin_ap|Ион. 3:5]] [<10>]