[<10>] ====== Толкования на Ион. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел** Они не знают исхода дела - и не пренебрегают покаянием; не знают свойства человеколюбия Божия - и при такой неизвестности переменяются! У них не было примера других ниневитян, которые бы покаялись и спаслись. Они не читали пророков, не слышали патриархов, не получали ни совета, ни наставления и не были убеждены в том, что могут несомненно умилостивить Бога покаянием. Этого не было и в угрозе. Но хотя они недоумевали и не были уверены в этом, однако покаялись со всей искренностью. Какое же будет оправдание нам, когда они, не будучи уверены в исходе, показали такую перемену, а мы, уверенные в человеколюбии Божьем, часто получали много залогов Его попечения, слушали и пророков и апостолов и научены самыми делами, не поревнуем сравняться с ними в добродетели? Велика и добродетель этих людей, но гораздо больше человеколюбие Божие, и это можно видеть из самой великости угрозы. ----- Что же, скажи мне, превратилась Ниневия в город разрушенный? Нет, а вышло противоположное: она восстала, сделалась еще славнее и по истечении стольких лет не потеряла своей славы. Напротив, все еще и ныне воспевают Ниневию и удивляются ей за то, что с того времени она сделалась наилучшей пристанью для всех согрешающих, не попуская им впасть в отчаяние, но всех призывая к покаянию. И за то, что она сделала и чем заслужила милость Божью, убеждая никогда не отчаиваться в своем спасении, но вести жизнь добродетельную и питать благую надежду и затем твердо верить, что все завершится счастливым исходом. //**К антиохийскому народу 5.5-6.**// ----- Что было неразумнее и безрассуднее ниневитян? Однако эти иноплеменники и неразумные, никогда не слыхавшие ни одного любомудра, никогда не получавшие таких заповедей (христианских), услышав слова пророка: //Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!// ([[old:ion:03:04|Ион. 3:4]] по LXX), в три дня совсем бросили худую привычку: развратный сделался целомудренным, дерзкий - кротким, грабитель и хищник - воздержным и милостивым, беспечный - трудолюбивым. Не одну, не две, не три и не четыре страсти они уврачевали, но исправили все свои пороки. Откуда же, скажешь, это видно? Из слов пророка. Кто осудил их и сказал: //Вопль о злобе его [города Ниневии] дошел до небес// (LXX; [[old:ion:01:02|Ион. 1:2]]), - тот сам же засвидетельствовал о них и противное, сказав: **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего** [[old:ion:03:10|(Ион. 3:10)]]. Не сказал: от блуда или прелюбодеяния, или воровства, - но **от злого пути своего.** Как же они обратились? Как ведает Бог, а не как судил человек. И мы не стыдимся, не краснеем, что, тогда как иноплеменники в три только дня бросили все пороки, мы, в продолжение столь многих дней оглашаемые и поучаемые, не можем одолеть и одной худой привычки? Они прежде уже дошли до крайнего нечестия: потому что, как услышишь, что //вопль о злобе его дошел// до Меня, - разумей здесь чрезмерность нечестия их. Несмотря на это, могли в три дня обратиться совершенно к добродетели. //**К антиохийскому народу 20.21.**// ----- Как для излечения больных врачи, хотя употребляют многие средства, но благоразумный смотрит не на то, что принимал больной, а на то, что послужило к его исцелению, так точно и здесь надобно смотреть. Итак, что же спасло тех ниневитян? На язвы свои они возложили пост (и строгий пост!), лежание на земле, одежды из вретища, пепел и слезы. И вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их. «Но как мы узнаем это?» - скажет кто. Узнаем, если придем ко Врачу или спросим Его Самого. Он не утаит от нас; напротив, со всею готовностью откроет это. Он даже в книге записал это лекарство, исцелившее их, чтобы всякий знал его и не имел нужды спрашивать о нем. Что же это за лекарство? **И увидел Бог,** - говорит [пророк], - **дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них** [[old:ion:03:10|(Ион. 3:10)]]. Не сказал: видел пост, вретища и пепел. Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост - нет, а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста, - воздерживаться от всякого зла. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам 4.6.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори** Господь скор на милость и спасет раскаявающихся; Он тотчас прощает им прежния вины с прекращением у них греха, и Сам оставляет Свой гнев и начинает промышлять об их благе. Когда Он видит, что они обратились к добру, то и Он переходит к кротости, отлагает погибель и удостоивает прощения; ибо Он совершенно справедливо говорит: //«и вскую умираете, доме Исраилев, глаголет Господь. Понеже не хощу смерти... умирающего..., но еже обратитися ему от пути своего и жити души его»// [[old:iez:18:31|(Иез. 18, 31–32)]]. Когда же говорит **«о зле»**, то разумей не нравственную нечистоту, но гнев, причиняющий страдания: ибо любя добродетель, Бог нам не делает зла. //**Толкование на книгу пророка Ионы.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел** Это, возлюбленные, пишем мы не только для вашего наставления, но и для собственного напоминания, потому что мы находимся на том же поприще и тот же подвиг предлежит нам. Итак, оставим пустые и суетные заботы и обратимся к славному и досточтимому правилу святого звания нашего. Будем смотреть на то, что добро, что угодно и приятно Создателю нашему. Обратим внимание на кровь Христа и увидим, как драгоценна перед Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения и всему миру принесла благодать покаяния. Пройдем все поколения людей и узнаем, что Господь в каждом поколении милостиво принимал покаяние желавших обратиться к Нему. Ной проповедовал покаяние, и послушавшиеся его спаслись. Иона возвестил ниневитянам погибель, но они, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение, хотя были чужие Богу. //**1-е послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал** В том и в другом смысле Бог или в то время городу ассирийскому или ежедневно народам всего мира угрожает для того, чтобы они покаялись, и если они обратится, то также Он отменит Свое определение и изменится вследствие обращения народа. Это Иеремия и Иезекииль яснее выражают, говоря, что (Бог не исполнит ни Своих обещаний о благодеяниях, если добрые обратятся к порокам, ни Своих угроз о ниспослании зол людям злым, если те обратятся к спасению. Таким образом и теперь Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего: Он не слова их услышал, в которых обыкновенно Израиль часто делал обещания: «//вся..., яже глагола Господь, сотворим//» [[old:ish:24:03|(Исх. 24, 3)]], но увидел дела, и так как Он более желает покаяния грешника, нежели смерти [[old:iez:18:start|(Иезек. 18)]], то охотно изменил решение, когда увидел изменение дел их; или, скорее. – Бог остался при Своем решении, желая с самого начала помиловать их, потому что никто, желающий наказать, не угрожает тем, что он исполнит. Зло же следует понимать, как выше мы сказали, в смысле наказаний и бедствий, а не в том смысле, что Бог может совершить какое либо зло. **//Толкование на книгу пророка Ионы.//** ===== Блж. Августин ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел** В неуверенности они покаялись, обрели же уверенное милосердие. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Тертуллиан ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел** Я вижу, как ниневитяне получили от Отца грехов отпущение, - если не сказать, что и тогда уже получили их от Сына, который от начала действовал от имени Отца. //**Против Маркиона 4.10.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел** См. Толкование на [[old:ion:03:05#lopuxin_ap|Ион. 3:5]] [<10>]