[<10>] ====== Толкования на Иов. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла** Послушай, как Бог любил Иова, хотя этого никто не знал. Что же он делает? Объявляет о Своей любви сатане, чтобы из этой любви показать похвалу Иова. Итак смотри, как он похваляет его: **«обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле»**. Это – слова любви, и они не таковы, как наши: мы хвалим по лести, а Он – не так. Бог не только говорит: Я желаю показать вам похвалу его, так как люблю его, но призывает весь мир на зрелище, оставляет борца в битве одного, а Сам отступает. Чтобы кто-либо не сказал, что вся победа принадлежит ему одному, Бог стоял вдали и внимательно наблюдал за борьбой борца. Хотя у борцов присутствует учитель, которого никому невозможно удерживать, но Бог, чтобы победа была блистательнее, не был таковым, не учил его способу борьбы, но оставил его в борьбе одного и безоружного. Ты, говорит, замыслил отнять его блага, Я же отдам в руку твою тело его, а против него ты ничего не возможешь (ср. [[old:iov:01:12|Иов.1:12]]). Бог всем желает показать, как Он любил его, и открывает Свою любовь к нам, будучи сам свободен от всякой злой страсти. Мы во всем ищем славы, желая, для хвастовства, показать те доблести, какими мы одарены. Он же не так, – но, чтобы сделать нас кроткими и честными. Как иной друг, чтобы показать свою любовь к возлюбленному, рисует его телесный образ, глаза, нос, щеки, так желает показать Свою величайшую любовь Бог: потому Он отпечатлевает в душах прекраснейший образ, и доставляет свидетельство, что ничто не сравнится с его красотой. Сперва об Иове засвидетельствовано, что в то время он один был приятен Богу, а потом перечисляются в отдельности его добродетели: //«Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла»// [[old:iov:01:01|(Иов.1:1)]]. Откуда это явствует? говорит сатана. Я сделаю то, что ты испытаешь его. Как если бы кто-либо сказал: красота является от белил, румян и лазури, позволь мне отнять украшение, чтобы тебе видеть, как безобразно лицо, которое ты любишь, а тот уверенно сказал бы: иди и мой, как угодно, и оно явится еще красивее, – так же говорит и Бог: иди испытывай, и ты увидишь, что он окажется еще светлее. Он благосклонно говорит своему возлюбленному как бы так: не думай, что Я оставил тебя; Я не отнял любви и попечения, напротив, ради любви, сделал все, чтобы всем показать Свою любовь к тебе. Смотри также, что сказал Иов: //«Господь дал, Господь и взял»// [[old:iov:01:21|(Иов.1:21)]], и: //«неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»// [[old:iov:02:10|(Иов.2:10)]]. Не желая, чтобы кто-либо злословил его Возлюбленного, – а иной мог сказать: в такие-то бедствия Он предал тебя, – Иов своей любовью устраняет проклятие: //"буди//, – говорит, –// имя Господне благословенно»// [[old:iov:01:21|(Иов.1:21)]]. Люблю, говорит, и не могу я злословить Его. Хотя в другом месте говорится: укоризна отнимает любовь, однако в данном случае не говорится об этом, но таковые обстоятельства кажутся безвредными. Не только были укоризны, но и тяжкие мучения, и они никоим образом не могли повредить ему; хотя он и говорил с жаром, но не по причине укоризны, а мольбы, мучительная же мольба была следствием полученной скорби. Тяжки следующие слова его: //«не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?»// [[old:iov:10:02|(Иов.10:2)]]; //«Если я согрешил, то что я сделаю Тебе»//? [[old:iov:07:20|(Иов.7:20)]]. Он сильно был опечален тем, что, стоявшие при нем, его ближние тогда готовы были думать, будто он не любит Бога, и Бог не любит его. Я, говорит, знаю, и Ты, Господи, знаешь, но кто их убедит? Настолько они считали его оставленным Богом. Подобным же образом Бог говорил Моисею: //«оставь Меня»// [[old:ish:32:10|(Исх.32:10)]], //«прощаю по слову твоему»// [[old:chis:14:20|(Числ. 14:20)]]; а сестре его говорил: ни с кем Я не говорил так, как с Моисеем (ср. [[old:chis:12:06|Числ.12:6–8]]). Тот щадил, но Бог не отпускал (греха). //«По слову твоему//, – говорит, –// прощаю",// а не ради их. Смотри также во время Авраама: //«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего»// [[old:gen:12:01|(Быт.12:1)]], и: //«утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!»// [[old:gen:18:17|(Быт.18:17)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- После того, как диавол сказал: //ходил по земле и обошел ее всю// [[old:iov:01:07|(ст. 7)]], и хва­лился тем, что ему все подвластно, слово истины, низлагая высокомерие, спрашивает его: видел ли ты человека, который не преклоняется пред твоей властью, тогда как, по твоим словам, тебе все подвластно? Видел ли ты человека, против которого бессильна вся твоя злоба? Видел ли ты того, кто попирает тебя, все попирающего? Видел ли ты того, кто низла­гает твою власть, твою неправду разрушает своей правдою, твое нечестие своим благочестием? **//О праведном и блаженном Иове. Слово 3-е.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла** __**Нравственный смысл**__ Бог хвалит блаженного Иова, говоря: **Неужели ты не видел раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле: человек простой и праведный, и боящийся Бога, и удаляющийся от зла** Кого Божественное вдохновение укрепляет против врага, того Бог как бы хвалит в слух сатаны. Хвалить – Божественное свойство, а так же – сначала даровать благо, а затем охранять дарованное. Но древний враг тем более жестоко свирепствует против благих людей, чем более видит их окруженными укреплениями божественной помощи. См. также Толкование на [[old:iov:01:07#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 1:7]] //**Нравственные беседы.**// ----- __**Таинственный смысл**__ **Неужели ты не видел раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле** Что «Иов» толкуется как «страдающий», мы уже сказали ранее. Страдая, он прообразует Того, о Ком Пророк, свидетельствуя, утверждает, что Он понес наши скорби. Кому нет подобного на земле, потому что каждый человек – только человек, Он же – Бог и Человек. На земле нет никого подобного Ему, так как, даже если приемный сын возрастает в приобретении Божественного, он никаким образом не становится Богом по природе. Он (Христос) правильно назван рабом, потому что не отказался принять вид раба. И Он не оскорбил величие, приняв смирение плоти, и для служения Он не изменил того, что у Него было, и не умалил божественное человечеством, и не поглотил человечество Божеством. И так как Павел сказал: «//Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но истощил Себя Самого, приняв образ раба//» [[new:fil:02:06|(Фил. 2:6)]], Ему истощить Самого Себя значит при невидимости Своего величия показывать Себя видимым, чтобы образ раба скрывал то, что неописуемым божественным образом наполняет все. То, что Бог говорит дьяволу через прообраз: «**Неужели ты не видел раба Моего Иова?**» – значит, что Он показывает ему Единородного Сына в удивительном виде раба. Ибо тем, что Он явил такую добродетель во плоти, Он словно показал гордому противнику то, над чем он будет, скорбя, размышлять. Так как Он упоминает о благом муже, что вызывает удивление, остается, чтобы Он для подавления гордости врага перечислил его добродетели. **Человек простой и боящийся Бога, и удаляющийся от зла** Приходит среди людей Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус (см. [[new:1tim:02:05|1 Тим. 2:5]]), чтобы дать пример жизни людям – простой; к поражению злых духов – праведный; к побеждению гордости – боящийся Бога; к очищению нечистоты в жизни Своих избранных – удаляющийся от зла. О Нем преимущественно говорит Исаия: «//И наполнит Его дух страха Господня//» [[old:is:11:03|(Ис. 11:3)]]. И Он Сам полностью удалился от зла, потому что не желал подражать делам, которые нашел в людях, как и апостол Петр свидетельствует: «//Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его//» [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2:22)]]. Далее, отвечая, сатана говорит: «//Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и владения его распространяются по земле//». Древний враг знал, что Искупитель человеческого рода пришел в мир победить его, поскольку и через одержимого человека в Евангелии сказано: «//Что нам и Тебе, Сын Божий? Пришел Ты прежде времени мучить нас//» [[new:mf:08:29|(Мф. 8:29)]]. Когда же он видел, что Спаситель страждет и претерпевает человеческую смерть, то в своей надменной гордости стал сомневаться во всем, что раньше подозревал о Его Божественности. Он знал только гордость, и когда видел, что Он смирен, сомневался, что Он Бог. Потому и стал искушать, говоря: «//Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами//» [[new:mf:04:03|(Мф. 4:3)]]. См. также Толкование на [[old:iov:01:07#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 1:7]] //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-11 **И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя** Xодившему по земле для наблюдения злому духу и задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова ([[old:iov:01:08|ст. 8]] ср.: [[old:gen:06:09|Быт. 6:9]], [[old:gen:07:01|7:1]]), а в не замедлившем последовать ответе сатаны сказывается его полная противоположность Господу. По словам сатаны, в благочестии Иова нет ничего выдающегося, заслуживающего похвалы, как то делает Бог, - оно корыстно. Иов чтит Господа лишь потому, что это для него выгодно: в награду за благочестие он избавляется Богом от всяких бедствий (//"кругом оградил"//, ср.: [[old:is:05:05|Ис. 5:5]]) и пользуется успехом во всех своих делах. Истинный, т. е. корыстный, характер благочестия Иова скажется в том случае, если Господь "прострет на него свою руку" [[old:iov:01:11|(ст. 11)]], - поразит бедствиями [[old:ish:03:20|(Исх. 3:20,]] [[old:ish:09:15|9:15;]] [[old:ps:031:04|Пс. 31:4,]] [[old:ps:037:03|37:3)]]. При таких обстоятельствах не будет побуждения к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятием "в лице", т. е. проклятием дерзким, беззастенчивым [[old:is:65:03|(Ис. 65:3)]]. Синодальное чтение: //"благословит ли он тебя?//" передает из целой еврейской фразы: "им-ло ал-панейка йебарекека" только последнее слово. "Йебарекека" - глагольная форма от "барак", означающего и "благословлять", и "проклинать", "хулить" [[old:iov:01:05|(Иов. 1:5,]] [[old:iov:02:09|2:9;]] [[old:3ts:21:10|3 Цар. 21:10,]] [[old:3ts:21:13|13)]], причем последнее значение всеми усвояется данному глаголу и в настоящем случае. Ближе к подлиннику славянское чтение: //"аще не в лице тя благословит"//. **//Толковая Библия.//** [<10>]