[<10>] ====== Толкования на Иов. 2:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее** **Откуда ты пришел**? Заметь здесь премудрость Божию, заметь ковар­ство диавола. Бог знал, откуда пришел он, (знал именно), что он пришел, потерпев поражение от праведника, но хочет Бог видеть, сознается ли он честно в испытанном пораже­нии. **Откуда ты пришел?** Диавол, скрыв от стыда поражение, употребляет свое прежнее выражение: **я ходил по земле и обошел ее**. Для этого ли ты уходил? Этого ли просил? Ты ли сказал: отдай мне имения Иова? Почему умал­чиваешь о своем нападении, чтобы уничтожить венец победы? Скажи о борьбе, окаянный, скажи о нападении, чтобы возвестить о победе. Но что скрыл диавол из зависти, то воздает возвышенному любомудрию праведника Владыка всех. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее** Как быстр диавол при своей духовной природе: обойти всю землю для него значит то же, что для нас какую-нибудь маленькую весь. Посмотрите, как самые слова его Господу означают изумительную быстроту его похождений. **Сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее**. Так удобоподвижна и легка природа духа – даже злого. Как быстры должны быть парения Ангелов светлых! Вот с небесных кругов летит Гавриил в Назарет к Деве Марии. В какое краткое мгновение времени совершился этот полет! Одна нога, как говорится, на небе, другая – на земле. Вот Даниил пророк молится в своей уединенной комнате, и когда он еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого он видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы [[old:dan:09:21|(Дан. 9:21)]]. Так быстры духи сотворенные и так мало значит для них вещественное пространство. Каков же Сам Творец духов? Если так мало ограничиваются пространством созданные Им духи, то Он Сам должен быть, как и действительно есть, не ограничен никаким пространством или, лучше, – для Него нет пространства, Он выше всякого пространства; все пространства вещественных миров и необъятные для мысли пустоты между ними для Него – одна точка. Все миры носятся по одному слову Его. Что же ты, человек, пред своим Богом? – Ничто. Я пред Тобой – ничто, ничто. Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих щедрот, Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Впрочем, и душа человеческая, или мысль человеческая, может пролетать в одно мгновение огромные расстояния мировые – это оттого, что и в ней есть подобие Божества Вездесущего. //**Дневник. Том I. 1856.**// [<10>]