[<10>] ====== Толкования на Иов. 3:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек** Эти слова будем рассматривать не просто, но имея при этом в виду то, что они сказаны скорбящей душой. Если бы он не сказал этого, то показался бы непричастным общей человеческой природе. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ---- Ст. 3-4 Это говорит не нечестивый, но страдающий. И смотри, что он делает. Как когда кто-нибудь страдающий сильным нарывом подвергается операции, то, не имея возмож­ности противиться врачу, он хватается за окружающих и кусает присутствующих, конечно, ничего не имея против них, но в тоже время не будучи в состоянии достать рукою врача, так и Иов, страшась тяжести хулы, бранит бездушных и тем удовлетворяет свою скорбь, не отваживаясь ни­чего против Бога, но обвиняя самого себя и свой день: про­клинается не создание, но его собственный день. Я имею, гово­рит, власть над своим днем; я не проклинаю творения, проклинаю свой собственный день. **Погибни день, в который я родился, да омрачит его тьма и тень смертная**. Так говорит и Иеремия: //горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня// [[old:ier:15:10|(Иер.15:10]]; ср.[[old:ier:20:14|20:14)]]? //Проклят день, в который я родился// [[old:ier:20:14|(20:14)]]. Все эти печальные речи говорят святые для того, чтобы ты отсюда научился, что они прожили жизнь не в свое удовольствие, но, потерпевши безчисленные бедствия, прошли путем борьбы. Вот и Иеремия оплакивал себя, говоря: //горе мне, мать моя, что ты родила меня//. Как человек он страдал, но как боголюбец терпел. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.//** ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек** **Погибни день, в который я родился**, - не день, в который я был создан, но день, в который родился... Действительно, Бог создает меня во благо, но Ева, преступившая [заповедь], зачинает меня для печали. И сам Давид считал так, Духом узнав это; он так говорит в пророческом псалме: //Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя// [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]]. Почему так? Потому что Ева начала зачинать и рождать после грехопадения в раю. //**Гомилии на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет** День состоит в присутствии света; исчезновение последнего (//"**день тот да будет тьмою**"//, - [[old:iov:03:04|ст. 4]]) равносильно гибели дня ("**да погибнет день**", - [[old:iov:03:03|ст. 3]]). Смена тьмы светом, т. е. существование дня установлено самим Богом [[old:gen:01:04|(Быт. 1:4)]]; к Нему и обращается с просьбою Иов, чтобы Он не допустил этой смены в число его рождения и тем самым исполнил просьбу о погибели дня. **//Толковая Библия.//** [<10>]