[<10>] ====== Толкования на Иов. 3:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища** См. Толкование на [[old:iov:03:20#svt_ioann_zlatoust|Иов. 3:20]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища** **Которые ждут смерти, и она не приходит** Стремящиеся умереть для мира часто вынуждены исполнять житейские обязанности, но не без пользы для себя и других. – Ибо они желают совершенно умертвить себя и временную жизнь отделить от всей славы; но часто, по тайным суждениям Бога они либо главенствуют в управлении, либо принуждаются покоряться возложенным почестям, но и среди этого они надеются на полнейшее умерщвление. Но смерть, которую они ожидают не приходит, потому что их потребность временной славы еще живет, даже если они и не желают этого, и они терпят это из страха перед Богом. Внутри же они сдерживают тоску по благочестию, но снаружи они исполняют обязанности звания, до тех пор, пока не уклоняются от совершенства посредством усилия, и не противоречат домостроительству Творца посредством гордости. Ибо совершается дивная Божественная справедливость, когда тот, кто совершенным сердцем стремится к созерцанию, обременяется человеческими обязанностями, для того, чтобы ум его приносил пользу многим немощным, и он видит затем, что посредством этого его собственное несовершенство возводится к вершине более совершенного смирения. Иногда же святые мужи потому переносят ущерб своих желаний, чтобы получить большую выгоду и преуспеть в иных преобразованиях, и так как им не позволено предаваться только тому, что они желают, желательно, чтобы они увлекли за собой, тех, с которыми они общаются. Следовательно, получается, по дивной справедливости домостроительства так, когда они полагают, что они наиболее истощены, тогда они более обогащаются, и наиболее успешно возвышаются к обители небесного Отечества. Часто Бог откладывает исполнение благочестивых желаний, для того, чтобы они возросли. – Иногда они менее преуспевают в достижении желаний для того, чтобы, когда прекратится задержка, они раскрыли бы широкие недра ума для этих желаний; и могли бы восполнить те, которые были умалены. Они стремятся к умерщвлению так, чтобы уже совершенно, если возможно, созерцать лицо своего Создателя. Но желание их откладывается, чтобы принести пользу; и благодаря своему замедленному исполнению заботливо взращивается, чтобы стать больше. Так невеста, вздыхая, от желания жениха своего хорошо восклицает: «//На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, и не нашла его//» [[old:pp:03:01|(Пес. 3:1)]]. Жених скрывается, когда его разыскивают, чтобы не найдя искали более страстно, и невеста мучается, ища, чтобы задержкой своей сделалась более восприимчивой, и обрела бы то, что искала в большем изобилии. Так блаженный Иов, когда говорит: «**Ждут смерти, и она не приходит**» , и за тем, чтобы удовлетворить желание тех, которые ищут более тщательно, сразу прибавляет: **Как будто роют сокровища** Возрастают они тогда, когда конец близок. – Ибо все те, которые ищут, что бы вырыть сокровища, когда должны рыть более глубоко, более воспламеняются от предстоящей работы, поскольку, чем более они полагают, что приближаются к скрытому сокровищу, тем усердней трудятся на раскопках. Итак, те, которые стремятся к полному своему умерщвлению, подобны тем, которые, копая, ищут сокровище; потому что чем ближе они приближаются к цели, тем более пылкими они становятся в работе. Следовательно, от работы они не утомляются, но приобретают навык труда; так как они уже видят приближающуюся награду, и поэтому они трудятся в поте лица, получая все большее наслаждение от труда. Поэтому Павел хорошо сказал неким ищущим сокровищ: «//Не будем оставлять собрания нашего, как есть у неких обычай, но будем утешать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного//» [[new:evr:10:25|(Евр. 10:25)]]. Конечно, утешать рабочего есть тоже, что усердствовать в работе, потому что облегчение для работающего – видение соработающего. Так же и путник в пути, соединяясь с кем-либо, хотя дорога не уменьшается, но, однако труд пути облегчается соучастием товарищей. Поэтому Павел, когда хотел, чтобы утешали себя в трудах, добавив, сказал: «//Тем более, чем более усматриваете приближающийся день//» . Как если бы сказал: «Труд возрастает потому, что мы уже приближаемся к награде за труд», это если открыто сказать: «Вы ищете сокровища? Но вы должны рыть тем более усердно, чем более вы приближаетесь к золоту, которое вы ищете». Мертвые для мира, они скрываются от всего земного внутри себя. – Это место, где говорится: «**Ищут смерти, и она не приходит, как будто роют сокровища**» , можно понимать и иначе. Поскольку мы не можем умереть для мира совершенно, если не скрываемся от видимого в невидимости нашего ума, те, которые стремятся к умерщвлению себя, справедливо сравниваются с роющими сокровища. Ибо мы умираем для мира посредством невидимой мудрости, о которой через Соломона говорится: «//Если ты ищешь ее как деньги, и выкапываешь ее как сокровище//» [[old:pr:02:04|(Прит. 2:4)]]. Ибо мудрость не лежит на поверхности, но скрывается в невидимом. И тогда мы приближаемся к мудрости, когда оставляем видимое и скрываемся в невидимом, если мы ищем невидимое, роя в сердце, чтобы прогонять от самих себя рукой святой рассудительности все земное, о коем мыслит ум, и познавать сокровище добродетели, которое скрывается в нас. Ибо легко найти сокровище, которое в нас, если мы отгоняем от себя бремя земных помышлений, приводящих нас ко злу. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад** См. Толкование на [[old:iov:03:20#lopuxin_ap|Иов. 3:20]] [<10>]