[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом** Не сказал о том, что сделано им при богатстве, когда он мог помогать бедности, а о том, что принес некоторым пользу словами. А что, как он говорит, состоит в следующем: «Настоящее не соответствует древнему мнению: многократно поддерживавший других словами, поднимавший почти павших, что ты терпишь? Как ты не можешь перенести постигшее тебя страдание, а «поспешил», то есть приведен в смущение?» А употреблено это слово потому, что приводимые в беспокойство ускоряют шаг (σπεύδειν). «Помня собственные слова и принимая их в уважение, ты должен любомудрствовать не только при несчастиях других, но и при своих собственных». Обрати внимание и на то, что Иов, по свидетельству Елифаза, кроме других добродетелей, имел дар учительства и по милости Божией произносил слова увещания, которыми он ободрял и утешал находящихся в несчастии. Это не обидные слова Елифаза, но следующие далее произнесены без внимания к свойству утешаемого лица. Послушай: [[old:iov:04:06|Иов. 4:6]] //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 3-4 **Вот, ты научил многих и поддерживал утомленные руки, слова твои укрепили падающего, и ты укрепил дрожащие колени** Так велик был Иов, что не может молчать и не восхвалять его тот, кто собирается произносить упрек. – Если исследуется исторический текст, то читатель получает большую пользу оттого, что ссорящиеся друзья, обвиняя блаженного Иова в недостатках, открывают его добродетели. Ибо подчас нет столь сильного свидетельства жизни, чем когда тот, кто намеревается произносить упрек, произносит похвалы. Но мы рассматриваем высоту, которой достиг этот муж, научая неопытных, укрепляя утомленных, утверждая колеблющихся, среди домашних забот, среди переживаний о детях, среди стараний стольких трудов, он посвящает себя наставлению других. Занятый всем этим, он мучился, но, однако добровольно исполнял обязанности учителя. Он управлял временным; проповедовал вечное; делами он показал смотрящим праведность жизни, и словами подтвердил это слушающим. Но еретики, или любые другие злые люди, когда замечают благо праведных, обращают его в предмет нареканий. Так Елифаз восхваляя Иова, превращает похвалу в повод для нападок против него. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-5 **Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом** **Ты наставлял многих**. Елифаз показывает Иову, что тот многих исправил своими действиями и вернул их к надлежащей умеренности своими советами и предостережениями. **И опустившиеся руки поддерживал**, то есть поскольку ты ободрял других стойкой душой переносить выпавшие им бедствия, то теперь тебе самому необходимо проявить терпение в собственных бедах. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом** Первою каплею горечи в речи Елифаза является упрек Иову в его малодушии. Оно тем более несвойственно ему, что прежде он утешал и словами утешения ободрял и поддерживал людей с "опустившимися руками" и "гнущимися коленами" и всецело "падающих", т. е. слабых духом [[old:2ts:04:01|(2 Цар. 4:1;]] [[old:is:13:07|Ис. 13:7;]] [[old:is:35:03|Ис. 35:3-4)]]. Ободрявший других не может ободрить себя [[old:iov:04:05|(ст. 5)]], иронически (ср.: [[new:mf:27:42|Мф. 27:42]]) замечает Елифаз. **//Толковая Библия.//** [<10>]