[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются** И посмотри, он заимствует примеры из природы. То есть не происходит ничего нового и необычного, но все управляется некими законами и ничего не изменяется. Ибо если [прочно] утверждено то, что касается животных, то тем более то, что касается нас. Как мощь льва не имеет никаких препятствий, так и дерзновение праведного. Ибо даже природе зверя не столь свойственна сила, сколько праведнику [свойственна] сила и крепость. Легче льву стать трусливым, чем праведнику легко одолимым. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Рев льва, и голос львицы, и зубы детенышей льва сокрушаются** Но Елифаз после того, как якобы кротко увещал, добавляет откровенно слова упрека, говоря: **Рев льва, и голос львицы, и зубы детенышей льва сокрушаются** Жестоки слова Елифаза к Иову. – Ибо, что именует ревем льва, если, как мы немного ранее сказали, не суровость мужа? Что именует голосом львицы, если не болтливость жены? Что именует зубами детенышей льва, если не прожорливость потомства? Ибо то, что дети, совместно пирующие умерли, обозначается выражением о зубах. Жестокий Елифаз, в то время как все сокрушено, ликует, словно дает понять, что они осуждены справедливо. __**Аллегорическое значение**__ Одни и те же обстоятельства в Писании изображаются различно. – Так как природа всякой вещи состоит из многообразия, в Священном Писании посредством одной вещи, законно могут изображаться различные. Разумеется, лев имеет силу, но и свирепость. Следовательно, силой обозначается Бог, а свирепостью диавол. Ибо по этой причине о Боге говорится: «//Победил лев от колена Иудина, корень Давида//» [[new:otkr:05:05|(Апок. 5:5)]]. По этой причине о диаволе говорится: «//Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить//» [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8)]]. Наименование же львицы, иногда означает Святую Церковь, иногда же Вавилон. Ибо, так как Церковь отважна перед бедственными, она называется львицей, что и подтверждается словами самого блаженного Иова, который, провозглашая об Иудее, оставленной Церковью, говорит: «//Сыновья торговцев не попрали ее, и львица не прошла через нее//» [[old:iov:28:08|(Иов. 28:8)]]. Но иногда наименованием львицы обозначается город этого мира, то есть Вавилон, который озлобляется дикой жестокостью на жизнь невинных, который, сочетаясь с древним врагом, словно со свирепейшим львом, принимает семена извращенного увещания его и порождает из себя на свет порочных детей, подобных жестоким детенышам льва. Детеныши льва есть любые порочные [люди], производимые обольщением злых духов: они все вместе составляют город мира, как мы сказали – Вавилон, это не собственно львица, но детеныши львицы. Ибо так же как вся Церковь называется Сионом, так и святые по одиночке именуются сыновьями Сиона, и также порочных называют сыновьями Вавилона, а этот сам Вавилон состоит из них всех вместе. Cвятые страшатся соблазнов; еретики же не радеют о своем благочестии. – Но святые мужи пока пребывают в этой жизни, с чуткой осмотрительностью блюдут себя, чтобы ходящий лев, скрываясь в засаде, не приблизился к ним, то есть, чтобы древний враг, скрываясь под видом какой-либо добродетели, не поразил бы их. Они наблюдают, чтобы голос львицы не беспокоил их ушей, то есть, чтобы слава Вавилона не отвлекала их чувства от любви к небесному отечеству; они блюдут, чтобы зубы детенышей льва не уязвляли их, то есть, чтобы мнение порочных не укоренялось в сердце. Но еретики напротив, как бы уже спокойны относительно своей святости, потому что они предполагают, что благодеяниями жизни своей превосходят сами себя. Поэтому ныне и говорится: «**Рев льва, и голос львицы, и зубы детенышей льва сокрушаются**». Это так, как если открыто сказать: «Мы не подвержены никаким ударам потому, что попираем силу древнего врага, и жажду земной славы, и все соблазны порочных превосходством заслуг нашей жизни». //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются** Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова. **//Толковая Библия.//** [<10>]