[<10>] ====== Толкования на Иов. 4:14 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Страх объял меня и ужас, и все кости мои содрогнулись** См. Толкование на [[old:iov:04:13#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 4:13]] ------ Теперь прикидываются боязливыми. – Ибо, так как они стремятся казаться в своих учениях необыкновенными перед другими, они прикидываются, что они как будто страшатся того, что измышляют. И так как легче слушать, чем говорить, они подкрепляют, то, что сказали, как известно, дерзкими примерами, которые они сами с трудом могут это слушать. __**Аллегорическое значение**__ Чем совершеннее мы созерцаем справедливость Божию, тем больше страшимся за свою. – Что обозначают кости, если не великие дела? О них говорится через Пророка: «//Господь хранит все кости их//» [[old:ps:033:21|(Пс. 33:21)]]. Часто люди потому думают, что то, что они делают имеет какое – то значение, что они не имеют понятия о суровости и взыскательности Того, Кто судит внутреннее. Но когда они посредством созерцания видят, что небесные оскудевают, они удаляются от этой беспечности своего предположения, и настолько сильнее трепещут пред лицом Бога, насколько не считают свое благо, которым они славятся, достойным Его испытания. Ибо по этой причине тот, кто преуспел в совершении великих (дел), и, исполнившись духа, воскликнул: «//Все кости мои скажут: Господи! Кто подобен Тебе//»? [[old:ps:003:10|(Пс. 3:10)]]. А так же если сказать: «Плоть моя не имеет слов, потому что моя слабость совсем безмолвствует пред Тобой; кости же мои возвещают хвалу величию Твоему, так как они тоже содрогаются от созерцания Тебя, хотя я и полагал, что они во мне самые крепкие». По этой причине Маной, испугавшись при виде Ангела, говорит: «//Мы умрем смертью, потому что мы видели Господа//» [[old:sud:13:22|(Суд. 13:22)]]. Жена тотчас утешает его, говоря: «//Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и возлияния//» (там же,[[ old:sud:13:23|23]]). Почему муж при виде Ангела становится боязливым, а жена смелой, если не потому, что, когда нам являются небесные, дух смущается страхом, но, однако, заранее предвкушает ожидаемое? Ибо надежда возбуждается желанием большего, а дух смущается, так как впервые видит небесное. Итак, так как возвышенный ум видит самые великие тайны небес, и содрогается всей совокупностью человеческого естества, то справедливо говорится: «**Страх объял меня и ужас, и все кости мои содрогнулись**» . Так же если прямо сказать: «Когда я познаю сокровенное внутреннее изящество, я трепещу перед Лицом Судии, хотя я и считал себя сильным». Конечно, созерцая Божественное правосудие, мы справедливо боимся даже о тех делах, которые мы совершили достойно. Ибо когда наша праведность сравнивается с вечными правилами строго Судии, она с многими своими изгибами и изворотами оказывается отличной от [истинной] внутренней праведности. Поэтому Павел, когда видел, что имеет «кости» добродетелей, и, однако, и эти кости его сокрушились бы от строгого испытания, хорошо говорит: «//Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или другие люди. Но я и сам не сужу о себе; ибо я не знаю ничего за собою//» [[new:1kor:04:03|(1 Кор. 4:3)]]. Но так как он слышал потоки Божественного шепота, и кости его содрогались, он тотчас добавил: «//Но тем не оправдываюсь: Судия же мне Господь//» (там же, [[new:1kor:04:04|4]]). Так же если сказать: «Я вспоминаю, что сделал справедливое, но, однако, не надеюсь на заслуги, потому что жизнь наша приводится на Его испытание, во время которого содрогается и крепость наша и кости». Прелесть созерцания не продолжительна. – Но когда ум удерживается в созерцании, когда, превосходя ограниченность плоти, старается посредством силы умозрения исследовать некую внутреннюю свободу и безмятежность, то не может оставаться долго за пределами самого себя, потому что, даже если дух возносит его к высшему, плоть сдерживает его тяжестью извращенности. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-16 **объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос** Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом "**дух**", - ветер ("**тихое веяние"** [[old:iov:04:16|ст. 16]], ср.: [[old:3ts:19:11|3 Цар. 19:11]]; [[new:act:02:02|Деян. 2:2]]) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха [[old:gen:15:12|(Быт. 15:12;]] [[old:gen:28:17|Быт. 28:17;]] [[old:dan:07:15|Дан. 7:15;]] [[old:dan:08:18|Дан. 8:18;]] [[old:dan:10:07|Дан. 10:7)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:04:12#lopuxin_ap|Иов. 4:12]] [<10>]