[<10>] ====== Толкования на Иов. 6:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не может бо утишитися душа моя: смрад бо зрю брашна моя, якоже воню львову** **Не может утешиться душа моя, ибо я вижу, что пища моя смрад, как запах льва**. Недостаточно было язвы и гноя, но добавляется и другое наказание. Болезнь повредила все его чувства, так что сама пища стала для него наказанием. Зловоние тления лишило его различения чувств. Что может быть ужаснее этого наказания? Ни сон его не успокаивал, не пища не питала. **Как запах льва**, говорит. Ибо этот зверь, действительно, невероятно зловонен. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою** __**Символический смысл**__ Голосом Церкви через дух пророка добавляется: **То, до чего ранее не хотела коснуться душа моя, до нужды, ныне составляет пищу мою** Слова Иова преисполнены духовным значением. Предсказывается что [языческие] народы будут искать пищи Закона и не будут считаться недостойными общения с народом Иудеев – В глубокую ошибку впадает тот, кто подозревает, что слова блаженного Иова относятся только к приведенному повествованию. Ведь святой муж, укрепленный столькими похвалами своего Создателя, что великого или, лучше сказать, истинного провозгласил, если он сказал, что невозможно есть безвкусную пищу? Или кто предложил ему в пищу смертоносную еду, так что он добавляет: «//Или может кто-нибудь вкусить то, что после вкушения приносит смерть?//». Если мы будем воспринимать эти слова как речи его друзей, то нас от такого понимания будет удерживать предыдущая фраза, в которой Иов говорит: «**То, до чего ранее не хотела коснуться душа моя, до нужды, ныне составляет пищу мою**». Да не будет того, чтобы святой муж, находясь в благополучии, презирал когда-либо слова своих друзей, ибо он, как мы позже узнаем из его собственного свидетельства, был кроток и со слугами. Таким образом, в его словах определенно находятся некие тайны, которым, как мы узнаем из конца всего повествования, воздает хвалу и внутренний Судия. Ведь они даже и с такой похвалой не достигли бы пределов мира, если бы не были преисполнены таинственного смысла. Итак, блаженный Иов, поскольку он является членом святой Церкви, говорит и от Ее лица словами: «**То, до чего ранее не хотела коснуться душа моя, до нужды, ныне составляет пищу мою**», поскольку, несомненно, обращенное язычество жаждет, волнуясь от жара своей любви, пищи древнего Писания [Ветхого Завета], которую долгое время с надменностью презирало. Что, впрочем, согласуется с голосом и еврейского народа, если будет рассмотрено более тщательно. Ведь сам он имел вкус пищи от научения Закону и познания Единого Бога и презирал все прочие народы, словно диких животных. Но поскольку, научившись предписаниям Закона, он отвергал принятие общения язычников с собой, что же он делал, как не пренебрегал принятием безвкусной [несоленой] пищи? Ведь божественное изречение, угрожая смертью, запретило народу Израильскому заключать договоры с иноплеменниками и осквернять жизнь по святым религиозным установлениям [[old:ish:23:32|(Исх. 23:32)]]. Потому и добавляет ниже: «//Или может кто-нибудь вкусить то, что после вкушения приносит смерть?//». Но так как эта же самая Иудея из числа избранных была обращена к вере в Искупителя, то [она] заботилась о том, чтобы познанный ею свет был проповедан апостолами из ее потомства и неверным. Однако гордость евреев отвергла послушание этой проповеди. Потому склонила она слова своего увещевания к собиранию языческих народов, как говорится самими апостолами: «//Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но так как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам//» [[new:act:13:46|(Деян. 13:46)]]. Потому и добавляется к этому месту весьма верно: «Т**о, до чего ранее не хотела коснуться душа моя, до нужды, ныне составляет пищу мою**». Ведь Иудея, презрев образ жизни язычников, долгое время словно бы не желала тех, общность с кем отвергла, но, приходя к благодати Искупителя, отнятая у неверных израильтян, распространяясь святыми апостолами к восприятию языческих народов, [Иудея из числа избранных] словно бы принимает с жаждою в пищу то, что ранее с презрением отвергала. Ведь она претерпела утеснение своей проповеди, так как увидела, что говоримое в ней презирается у евреев. Но ест она из-за нужды пищу, долго презираемую, так как, отвергнутая по жестокосердию иудеями, она желает воспринять то, что уже давно презирала. Итак, поскольку мы уже объяснили все это образно, остается исследовать и с моральной точки зрения. __**Моральный смысл**__ Поэтому, после презрения безвкусной [не соленой] пищи и после невозможного вкушения смерти, справедливо добавляется: **То, до чего ранее не хотела коснуться душа моя, до нужды, ныне составляет мою пищу** Ради любви к небесному отечеству мы любим наказания изгнанничества – Ведь душа праведного мужа, совершенствуясь, то, что она ранее презирала, считая только своим и в этом менее сострадая другим, не могла укрепиться против скорбей, но когда она обращается к терпению чужих немощей, укрепляется и в преодолении скорбей, потому, что она впоследствии настолько же желает страданий настоящей жизни из любви к истине, насколько она раньше избегала немощей. Ведь она возвышается в своей удобопреклонности, усиливается дружелюбием, укрепляется состраданием. И когда она раскрывается в любви к ближнему, из этой подготовки приобретает то, что с такой ревностью расточает на виновника любви. Ведь милосердие, которое смиряет нас силою сострадания, возносит нас выше, на вершину созерцания, и, увеличенное большими утратами, жаждет даже через страдания тела дойти до духовной жизни. Итак, то, чего раньше Иов не желал касаться, ныне из-за нужды ест, едва получая желаемое, и те наказания, которых раньше боялся, теперь из любви к небесному отечеству любит. Ведь, если душа устремляется к Богу с сильным желанием, то все, что для нее в этой жизни является горьким, почитает сладким, все, что приводит в печаль, считает отдохновением, желает и предать себя смерти, чтобы тем полнее обрести жизнь, желает быть совершенно утесненной на земле, чтобы тем вернее подняться к небесному. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою** См. Толкование на [[old:iov:06:05#lopuxin_ap|Иов. 6:5]] [<10>]