[<10>] ====== Толкования на Иов. 6:19 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 19-21 ** смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские, но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют. Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались** Когда нечестивцы творят зло добрым людям, они радуются успеху обмана, когда видят, что пошатнулась надежда внутри праведников. Ведь они считают наибольшим достижением распространение своего заблуждения, потому что им нужны союзники в погибели. Но когда надежда праведника укоренена внутри и не склоняется когда-либо ко внешнему злу, смущается душа нечестивых - их неспособность достичь сокровенных глубин того, кого они пытаются поразить, заставляет их **от стыда краснеть**; жестокость их не достигла ожидаемого <...> **Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались.** Даже в судный день грешники приходят в святую Церковь - они должны увидеть славу Ее. Наказание за их вину еще больше оттого, что они видят, что же они потеряли, став отвергнутыми. И вот тогда нечестивых охватит стыд, ибо сознание перед взором Судьи-свидетеля откроет им это. Тогда Судья будет снаружи, а обвинитель - внутри. Тогда всякий грех предстанет перед глазами, а душа предаст себя мукам собственного огня, большего, чем огни геенны. //**Нравственные беседы.**// ------ **Поразмыслите о путях Фемайских, о дорогах Савы, и поразмыслите немного** Некоторые уловляются сетями века сего под предлогом честности Среди них те которые несут заботы о делах семейных или те которые не в должном порядке любят своих родственников – Феман переводится «//южный ветер//», а Сава – «//сеть//». Что иное изображается в виде южного ветра, расслабляющего члены жарким веянием, как не шаткое спокойствие жизни, и что в виде сети, как не обязательство что-либо делать? Ведь те, кто желает вечного расслабленной душой, сами себя запутывают своими бессвязными усилиями [влечениями], так что ни шага свободного к Богу сделать не могут. И, когда они запутываются в непрочных действиях своего образа жизни, они словно бы оставляют свои ноги в петлях сетей. Ведь подобно тому, как мы уже говорили немного выше о некоторых, влекомых к уже побежденным порокам с помощью других явных и непобежденных пороков, также некоторые возвращаются к тому, что они прячут под именем честности или уважением к похвальному. Ведь многие уже не желают чуждого и отделяются от тяжб этого мира, начав любить спокойствие [мир, молчание], жаждут учиться от святых изречений, страстно желают посвятить себя высшим размышлениям. Однако, они не оставляют в совершенной духовной свободе попечений о семейных делах, которым они часто покуда земным образом служат, все же впутываются в беззаконные тяжбы этого мира, и, когда они усердно желают заботиться о земных вещах, они оставляют искомый ими сердечный покой, и, когда преходящее естество покрывается постоянной заботой, воспринятое в душе учение [слово] Божественной мудрости уничтожается, так как по слову Истины [[new:mf:13:start|(Мф. 13]]; [[new:mk:04:start|Мк. 4]]; [[new:mf:08:start|Лк. 8)]], взошедшее семя заглушают терния, когда назойливые заботы о земных делах изгоняют из памяти слово Божие. Таким образом, они словно ходят в сети нетвердыми шагами, те, кто не оставили совершенно мира, и они сами себя запутывают, так что не могут идти. Есть также много и тех, которые не только не желают чуждого, но даже оставляют все, чем обладали в мире, презирают самих себя, не ищут славы настоящей жизни, отдаляются от действий этого мира и попирают даже почти все, в чем бы им ни улыбнулось счастье. Но, связанные до сих пор узами плотского родства, пока без раздумий потворствуют любви к родственникам, часто под влиянием родственных чувств возвращаются к тому, что они уже покорили собственным презрением. И поскольку они более необходимого любят родственников по плоти, возвратившись во внешний мир, они разлучаются с Родителем их сердца. Ведь часто мы видим, что некоторые, насколько дело касается их собственных желаний, не имеет похотей настоящей жизни и оставили мир как на словах, так и на деле. Однако из-за беспорядочной любви к родственникам они врываются в дворцы, предаются тяжбам из-за земных вещей, оставляют свободу внутреннего мира и восстанавливают в себе мирские стремления, давно уже разрушенные. Где же еще, как не в сети они блуждают, те, которых уже начавшаяся любовь к совершенству жизни освободила от настоящего мира, но связывает неупорядоченная любовь к земному родству. Ради Бога мы должны своих родных презирать ненавидеть забыть – Ведь те, кто, умертвив желания, следуют твердыми шагами к награде на вечном суде, из-за любви к Богу словно бы презирают самих себя, таким же образом отвергают все, что, как они чувствуют, им препятствует. Поскольку ради Бога необходимо услуживать всем, кому только возможно, также необходимо ради Него отказываться от собственных привязанностей, даже и к близким [родственникам] Вот почему, когда говорил некто: «//Позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца//» [[new:mf:08:21|(Мф. 8:21)]], он тотчас услышал из уст Истины «//Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, ты же иди, возвещай Царство Божие//» [[new:mf:08:22|(Мф 8:22)]]. Здесь следует заметить, что когда избранный ученик удерживается от похорон отца, все же не следует, чтобы всякий ради Господа по плотскому возбуждению [ревности] приносил такой обет во время смерти отца, ибо ради Господа он и относительно всех прочих должен его приносить. Потому опять говорит Истина «//Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и сыновей, и братьев, и сестер, наконец же и душу свою, не может быть моим учеником//» [[new:lk:14:26|(Лк. 14:26)]]. Очевидно, что в этом стихе, когда к ненависти по отношению к родственникам присовокупляется еще и ненависть к своей душе, открыто показывается, что нам дано повеление также испытывать ненависть к самим себе, как и к своим близким, чтобы, увлекая их к вечному и презирая плотскую к ним благосклонность, ибо она тому мешает, мы научились их любить, смирив должным образом свою способность к различению. А также, чтобы мы научились ненавидеть их здоровой ненавистью, поскольку Он так может через ненависть возбудить любовь, что мы тем истиннее сможем их любить через ненависть. Потому опять говорится Моисеем [о Левии] «//Говорит об отце своем и матери своей «Не знаю вас», и братий своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они [левиты] слова Твои хранят и завет Твой соблюдают//» [[old:vtor:33:09|(Втор. 33:9)]]. Ведь тот жаждет ближе познать Бога, кто из-за любви к благочестию не желает знать тех, кого познал по плоти. И действительно, с большим убытком уменьшается знание о Боге, если оно соединяется с познанием плотского. Таким образом, всякий желающий вернее соединиться с Отцом всего, должен удалиться от родственников и близких, поскольку тем сильнее их любит тот, кто их же с пользой презирает и отвергает тленную связь плотских уз с ними. Всем прочим ближним мы должны как можно более пользы приносить лишь бы от этого не замедлилось наше продвижение к Богу. Ведь мы должны быть к ним благосклонными но не отходить от пути ведущего к Богу – Мы, конечно, должны служить тем, с которыми на время сближаемся более прочих, поскольку и пожар распространяет пламя на поставленные рядом вещи, но сперва [пламя] зажигает то, откуда оно берет начало. Мы должны признавать связь земного родства; однако, когда она препятствует движению души, презирать ее, покуда верная душа, возгоревшись стремлением к Богу, не начнет презирать то, что связано с ней на земле, и не взойдет на Небо с помощью любви к вышнему, верным образом определяя место всего этого по отношению к себе. Следовательно, необходимо заботиться с искусным [тонким, тщательным] старанием, как бы не подкралось благорасположение к плоти и не отвратило сердечного стремления от верного пути, не помешало бы любви к горнему и восходящую на Небо душу не свергло бы вниз, наложив на нее груз. Ибо таким образом должен всякий сочувствовать нуждам ближних, чтобы этим состраданием не допустить препятствия силе своего рвения, чтобы как раз любовь преисполняла внутренность души, но не отвращала от духовного намерения. Ведь даже святые мужи, конечно, любят близких по плоти и отдают им все необходимое, но любовью к духовному побеждают само самолюбие, пока так не уморят его кормилом [рулем] рассудительности, что даже и в малом не отклоняются от истинного пути. На них верно указывают метафорически коровы, которые, направляясь к возвышенностям и везя ковчег Господень, шагают одновременно и с любовью, и со строгим пониманием, как написано: «//Взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома, и поставили ковчег Господа на колесницу//» [[old:1ts:06:10|(1 Цар. 6:10)]]. И несколько ниже: «//И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево//» [[old:1ts:06:11|(1 Цар 6:12)]]. Ибо вот, в то время как телята заперты дома, коровы, впряженные в колесницу с ковчегом Господним, идут вперед и ревут, издают из утробы мычание, но все же не отклоняют шагов от пути. Из сострадания они чувствуют любовь, но шеи назад не обращают. Так, именно так должно шествовать тем, кто, покорившись ярму святого закона, носят ковчег Господень уже по внутреннему разумению, так как они не отклоняются от начатого пути праведности тем, что сострадают нуждам своих близких Вефсамис переводится «дом солнца». Таким образом, идти к Вефсамису, впрягшись в ковчег Господень, означает приближаться посредством познания о высшем к обители вечного света. Но тогда мы истинно устремляемся в Вефсамис, когда, шествуя по пути праведности, мы не отклоняемся к близким краям отклонения от правильного пути даже из любви к родственникам. Разумеется, необходимо, чтобы душа была к ним милостива, но уступать все же не следует, чтобы, если все та же душа не будет тронута любовью, не оказаться бы ей жестокой, а если она будет склонена любовью, не стала бы более расслабленной. Следует быть благосклонным к близким но не должно им уступать – Желательно размышлять над тем, как блаженный Иов смирил шею своего сердца под ярмо страха Божия, с каким кормилом рассудительности носит он ковчег Божественного познания. Ведь он стенает, потеряв своих телят, так как, услышав о смерти сыновей, он рухнул на землю, остригши свою голову [[old:iov:01:20|(Иов. 1:20)]]. Однако он, хоть и рыдая, шествует по правому пути, поскольку его уста даже среди стенаний открыты для похвалы Богу, поскольку он тотчас говорит: «//Господь дал, Господь взял, как Господу было угодно, так Он и сделал; буди имя Господне благословенно//» [[old:iov:01:21|(Иов 1:21)]]. Но безрассудные души не знают такого правила жизни, и как они беспорядочно желают путей Божиих, также безумно возвращаются к путям земным. Наказания за расслабленность увиденные сперва в других обычно возмущают – Итак, совершенно справедливо святой муж, упомянув пути к Феману, переходит к дорогам к Саве, поскольку тех, кого расслабил южный ветер неправедной слабости, тех он, конечно же, держит, запутав в сети. Но верно описывая деяния нечестивых, он призывает поразмыслить над тем, что мы сами любим совершать дурные поступки, но, увидев их в других, осуждаем, и то, что мы в себе считали не столь уж предосудительным, узнаем, насколько оно мерзко, в действиях других людей. Таким образом происходит, что душа, обращаясь вновь к себе, стыдится делать то, что порицала. Как если бы дурное лицо вызвало бы отвращение в зеркале, так и душа видит в подобной себе жизни то, от чего отвращается. Следовательно, говорит Иов «**Размышляйте о дорогах Феманских, путях в Саву, и немного задержитесь**». Как если бы он открыто говорил «Обращайте внимание на наказание, данное другому за расслабленность, и тем вернее надейтесь на вечное, если уж вы видите верным оком в других то, что вам не нравится». Сколь полезно размышлять о краткости этой жизни – И ведь верно говорится «**Задержитесь немного**». Ведь часто, покуда краткая эта жизнь вызывает любовь, словно бы она еще долго будет длиться, душа отпадает от надежды на вечность и, усладившись настоящим, поражается мраком отчаяния своего. И когда она считает, что жить ей предстоит еще долгое время, внезапно расставаясь с жизнью, она встречается с вечным, которого уже не избегнуть. Вот почему сказано неким премудрым «//Горе тем, кто погубил терпение//» [[old:ekl:02:16|(Еккл. 2:16)]]. Терпение, разумеется, губят те, кто, полагая, что они надолго задержатся среди видимого, оставляют надежду на невидимое. И когда душа увязает в настоящем, жизнь подходит к концу, и они внезапно идут на неожиданные муки, которые, как они обманывались в своих надеждах, либо никогда их не коснутся, либо они вообще в них едва верили. Потому и говорит Истина «//Бдите, ибо не знаете ни срока, ни часа//» [[new:mf:25:13|(Мф. 25:13)]]. Потому и еще написано «//День Господень, словно вор в ночи, так приидет//» [[new:1sol:05:02|(1 Фес. 5:2)]]. И поскольку почти незаметен подкрадывающийся, чтобы похитить душу, он уподабливается ночному вору. Потому должно бояться, словно Он всегда может придти, поскольку пришествие не может быть нами познано заранее. Потому святые мужи, так как они беспрестанно помышляют о краткости жизни, живут, словно собираясь каждый день умереть. И настолько серьезнее они готовятся к вечному, насколько всегда полагают, что после смерти не будет ничего преходящего. Именно поэтому псалмопевец, намереваясь быстрее покинуть путь грешного, сказал «//Еще немного, и не станет грешного//» [[old:ps:036:10|(Пс. 36:10)]]. Потому он снова говорит «//Человек подобен траве дни его//» [[old:ps:102:15|(Пс.102:15)]]. И Исайя потому же говорит: «//Всякая плоть-трава, и слава ее – как травяной цветок//» [[old:is:40:06|(Ис. 40:6)]]. По той же причине Иаков обвиняет души самонадеянных: «//Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на некоторое время//» [[new:iak:04:14|(Иак. 4:14)]]. Итак, верно говорится «**Задержитесь ненадолго**», поскольку и то, что последует, огромно и бесконечно, и то, что закончится, очень мало. Не должно, чтобы нам казалось длительным то, что в своем движении стремится к небытию покуда то, что движется путем изменений во времени, то приводят в движение сами различающиеся мгновения времени, и то, чем, как кажется, они скрепляются, ведет в конечном счете к разрушению. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-20 **смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские, но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют** Безводные летом, они обманывают ожидающих встретить в них воду караваны (евр., выражения "архот" и "галикот", переведенные "дороги", "пути", означают "поезд путешественников", "караван") Савеян (см. толков. [[old:iov:01:15#lopuxin_ap|15 ст. 1 гл.]] ) и Фемы (потомки Измаила от сына этого имени, жившие в Аравии и торговавшие с Египтом) [[old:gen:25:15|(Быт. 25:15;]] [[old:gen:37:25|Быт. 37:25;]] [[old:is:21:13|Ис. 21:13)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:06:14#lopuxin_ap|Иов. 6:14]] [<10>]