[<10>] ====== Толкования на Иов. 10:14 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 14-16 ** что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: оно увеличивается** Итак, праведный муж пусть обращает внимание на ущербность человеческого разума в том, что он большей частью помышляет о недозволенном. И после того как Судия прощает вину наших поступков, пусть Иов, хотя он оплакивает свое, откроет нам наше, дабы оплакивали мы, говоря: «Если я согрешил и Ты в этот час щадишь меня, то почему не позволяешь мне очиститься от моего нечестия?» Словно бы он так сказал: «Если прощение сняло мою вину, почему бы ей не исчезнуть из моей памяти?» Часто же разум столь поражается памятью вины, что вовлекается в куда более тяжкие грехи, нежели бывшие прежде; будучи подавлен, он наполняется страхами, подгоняемый различными устремлениями, он приходит в смятение. Он боится, как бы его не одолели испытания, и, противостоя, ужасается тому, что само противостояние несет немалые трудности. Потому уместно и добавление: **Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое**. Разумеется, нечестивому надлежит горе, праведному - бедствие, потому что вечное осуждение следует нечестивому, а избранный очищается болью временного бедствия. Нечестивый возвышает голову, но, возвысив, не может избежать горя, которое следует за ним. Праведник, страдающий муками состязания, голову поднимать не может, но, будучи приниженным, освобождается от вечного бедствия. Тот возвышает себя в удовольствиях, но падает от последующих наказаний. Этот принижает себя страданием, но все более восходит к вечности. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== **что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания** См. Толкование на [[old:iov:10:13#lopuxin_ap|Иов. 10:13]] [<10>]