[<10>] ====== Толкования на Иов. 11:2 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Неужели тот, кто много говорит, не будет и слушать? Или человек многоречивый оправдается** __**Исторический смысл**__ У наглецов в обычае всегда возражать против того, что говорится справедливо, чтобы, если они соглашаются с высказыванием, они не казались побежденными. Для них слова праведных, как бы мало их ни было, являются многими, потому что они отягощают слух тем, что ограничивают их пороки. Поэтому и обвиняется в грехе то, что справедливой речью говорится против грехов. Ведь Софар опровергая того, кто высказал серьезные и истинные обвинения, называет его многословным, потому что, когда мудрость через уста праведников обличает грехи, то в ушах глупцов это звучит как чрезмерная словоохотливость. Ведь лукавые люди не считают справедливым ничего, кроме того, что они сами считают таковым, и они думают, что слова праведных праздны по той причине, что они находят их противными своим помышлениям. Тем не менее, Софар высказал неложное обвинение, потому что муж многоречивый никак не может быть оправдан, поскольку, когда кто-либо растрачивается на слова при потере достоинства молчания, он уже не хранит благоразумия. Поэтому и написано: //Плодом правосудия <будет> спокойствие//. Поэтому Соломон говорит: //Как город разрушенный, без стен, так человек, говоря, не может удержать свой дух// [[old:pr:25:28|(Притч. 25:28)]]. Поэтому он снова утверждает: При многословии не миновать греха [[old:pr:10:19|(Притч. 10:19)]]. Потому псалмопевец свидетельствует, говоря: //Человек злоязычный не утвердится на земле//[[old:ps:139:12|(Пс. 139:12)]]. Но сила справедливого обвинения утрачивается, не хранимая рассуждением. Верно, что словоохотливый человек не может оправдаться. Но доброе, если оно говорится без учета адресата, становится нехорошим. Итак, истинное обвинение против злых, если оно искажает правоту добрых людей, теряет свою правоту и, обесцениваясь, умаляется настолько, насколько сильно то, что оно поражает. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Дидим Слепец ===== **разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав** См. Толкование на [[old:iov:11:01#didim_slepec|Иов. 11:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя** Многословие не есть признак ума и правды [[old:pr:10:19|(Притч. 10:19)]], приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание [[old:iov:06:25|(Иов. 6:25)]], а наоборот свидетельствует о глупости [[old:ekl:05:02|(Еккл. 5:2;]] [[old:ekl:10:14|Еккл. 10:14)]]. Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости. **//Толковая Библия.//** [<10>]