[<10>] ====== Толкования на Иов. 11:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя** //Не будь многословен, разве нет возражающего тебе?// Он хочет сказать следующее: //разве нет возражающего тебе?//, то есть «нас». Или же: «никто не знает твои беды, кроме Бога, который, если бы захотел обличить тебя, то уже погубил бы». Посмотри, как они, хотя Иов нигде не говорит, что страдает несправедливо и не имеет грехов, возводят это на него. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя** __**Исторический смысл**__ Но, поскольку лукавые люди не могут терпеливо слушать доброе и, если они пренебрегают исправлением жизни, они прибегают к словам возражения, то Софар без стеснения продолжает, добавляя: **Перед тобой ли одним будут молчать мужи и, когда ты смеешься над прочими, не пристыдит ли тебя никто** Невежественный ум, как мы сказали, с трудом принимает истинные обвинения, и молчание считает наказанием, а все правильное, что говорят, он расценивает как оскорбительную насмешку над собой, потому что, когда правая речь доходит до слуха людей порочных, тогда вина уязвляет <их> совесть, и, поскольку ум внутренне предается оправданию пороков, то внешне он побуждается к усердию в словопрении. Он не в силах вынести этой речи, потому что то, к чему прикоснулись в ране своей вины, причиняет боль, и в том, что обобщенно говорят против неправедных, они подозревают, что <через это> обвиняют именно их. Ведь он стыдится слышать внешне то, что он внутренне осознает за собой в своем прошлом поведении. Поэтому он сразу приготовляется к оправданию, чтобы с помощью слов неправильного опровержения скрыть стыд собственной вины. Праведники, слыша обличение в своих неправедных поступках, расценивают эти укоры служением любви, а грешники – унизительными насмешками. Первые непрерывно устремляются к послушанию, последние же воздвигаются к безумию самооправдания. Те принимают слово укора как помощь совершенствования своей жизни, посредством чего исправляют свои грехи нынешней жизни и смягчают гнев грядущего Судии; другие же, когда их укоряют, видят в этом оружие оскорбления, и в то время, когда голос укоряющего обнажает их грех, меркнет мнение славы нынешней жизни. Поэтому Истина в похвалу праведных говорит через Соломона: //Дай <наставление> мудрому, и он будет еще мудрее// [[old:pr:09:09|(Притч. 9:9)]]. Поэтому он отвергает непокорство грешных, говоря: //Поучающий кощунника наживет себе бесславие// [[old:pr:09:07|(Притч. 9:7)]]. Действительно, рождаются в большинстве случаев для того, чтобы, не будучи способными бороться с вкравшимся злом, стать из-за робости более злыми (дурными), а также как они блистают в своем словопрении, так некие пороки напротив выведывают жизнь обвиняющего (нападающего), и при этом они не считают себя обвинителями, если возлагают грехи и на других. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя** См. Толкование на [[old:iov:11:02#lopuxin_ap|Иов. 11:2]] [<10>]