[<10>] ====== Толкования на Иов. 11:5 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 5-6 **Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению** Явны дела высшей премудрости, когда всемогущий Бог управляет теми, кого создает, когда приводит к совершенству все доброе, что начинает, когда вдохновением помогает тем, кого освещает светом Своего посещения. И всем людям ясно, что, кого Он даром создал, того и щедро одаривает. Щедро жалуя дары духовные, Он Сам совершенствует то, что начал Своей щедростью. Тайны же дела высшей премудрости тогда, когда Бог отступает от тех, кого создал; <...> когда Он, озаряя нас светом Своего сияния, попускает искушения плоти и поражает нас мраком слепоты; когда Он не печется о дарах, которыми нас наделил; когда Он, возбуждая к Себе устремления нашей души, Своим тайным советом стесняет нас нашим бессилием... //Ибо закон Ее многообразен//. Как иначе воспринимать здесь закон Бога, как не любовь, через которую разум наш постигает заповеди жизни для того, чтобы они воплощались в [надлежащие] поступки? Об этом законе говорится голосом Истины: //Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга// [[new:in:15:12|(Ин. 15:12)]]. О нем же говорит Павел: //Любовь есть исполнение закона// [[new:rim:13:10|(Рим. 13:10)]]. И еще говорит: //Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов// [[new:gal:06:02|(Гал. 6:2)]]. Ибо разве можно более точно понять закон Христов, чем любовь, которую мы тогда истинно имеем, когда из любви несем бремена наших братьев //**Нравственные беседы.**// ----- __**Исторический смысл**__ **Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе** Человек рассуждает сам по себе тогда, когда во всем о чем он думает, он не сдерживается Святым Духом от чувства плотского мудрования, когда плоть полагает это чувство и, соблазняя ум как бы пониманием чего-либо, ложно направляет его. Поэтому Истина обращается к Петру, который все еще полон земного мудрования: //Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое// [[new:mk:08:33|(Мк. 8:33)]]. Когда же он произнес правое исповедание, говорится: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах [[new:mf:16:17|(Мф. 16:17)]].Теперь как нам понять, что уста Божии хранят Его суды? Ведь голос сдерживается при закрытых устах, и мысль молчащего неизвестна, а при открытых устах, когда произносится слово, обнаруживается дух говорящего. Так что Бог отверзает Свои уста, когда Он открывает людям Свою волю через Свой явленный Промысл. Ведь он говорит как бы открытыми устами, когда, при устранении неизвестности внутреннего расположения, он отказывается скрывать то, что хочет. Ведь Он не открывает нам Своей мысли, словно сомкнув уста, когда через Свои скрытые суды Он утаивает, для чего Он <это> делает. Так вот, значит, Софар, чтобы обличить Иова в плотском мудровании и показать себя самого, какой он добрый, желает ему добра, которое он (Иов) не ведает, хоть оно и наличествует, говоря: **Но если бы Бог возглаголет и отверз уста Свои к тебе!** И когда он явно говорит: «Я сочувствую твоему невежеству более, чем наказанию, потому что я признаю тебя охваченным только плотским мудрованием и лишенным духа истины. Ведь если бы ты знал скрытые суды Божии, то ты не высказывал бы против него дерзких мыслей. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе** См. Толкование на [[old:iov:11:04#lopuxin_ap|Иов. 11:4]] [<10>]