[<10>] ====== Толкования на Иов. 11:7 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Пожалуй, ты разумеешь стези Божии и совершенно постигнешь Вседержителя** __**Исторический смысл**__ Он из-за того, что не знает достоинства блаженного Иова, из невежества с насмешкой еще добавляет, говоря: **Пожалуй, ты разумеешь стези Божии и совершенно постигнешь Вседержителя** Что он называет стезями Божиими, если не милость Его явления? Разумеется, мы побуждаемся шествовать по ним к божественному, когда нас касается дыхание Его Духа и возносит нас превыше скорбей плоти, через любовь мы познаем образ нашего Создателя, который должно познавать и которому мы подражаем. Ведь, когда наш ум воспламеняет любовь к духовному отечеству, она словно прокладывает <себе> путь в <своих> подражателях и запечатлевает в покорном сердце словно некую стезю ходящего Бога, чтобы через это жизненный путь проходился правыми стезями помышлений. Ведь Того, Кого мы еще не видим, нам остается искать на стезях Его любви в такой мере, в какой ум может, так или иначе, найти Его посредством созерцания ныне, последуя за Его спиною [[old:ish:33:23|(Исх. 33:23)]], он ищет Его посредством святых желаний. Псалмопевец знал, что хорошо следовать по стезям Божиим, так как говорил: //К Тебе прилепилась душа моя// [[old:ps:062:09|(Пс. 62:9)]]. Он также заботится найти Его вплоть до созерцания Его величия, так как говорит: //Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие// [[old:ps:041:03|(Пс. 41:3)]]. Ведь мы Вседержитель тогда познается ясным познанием, когда, при нашей до конца попранной смертности, Он созерцается в воспринятой нами славе Его Божества. Теперь же благодать нашедшего Духа возвышает душу 196 от плотского мудрования и возносит ее до презрения скоропреходящих вещей; все, к чему устремляется ум, он презирает как дольнее и горит желанием к небесному и силою своего созерцания выходит за пределы тела, которое все еще удерживает <его> в себе тяжестью своей тленности. Он пытается созерцать сияние <Его> беспредельного света и не может, потому что дух подавлен немощью и никак не проникает <в это>, и, тем не менее, он любит, даже будучи отринут. Ведь Творец уже через то, что Его любят, являет Себя, но устраняет образ Своего видения от любящих <Его>. Поэтому мы шествуем, только созерцая Его стези, по знамениям Его даров следуя за Тем, кого еще не видим. Разумеется, эти стези невозможно постигнуть, потому что неведомо, откуда, куда и каким образом идут дары Его Духа, что подтверждается Истиной, Которая говорит: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]]. А на вершине дарований Вседержитель может быть познан посредством созерцания, но, тем не менее, не в совершенстве, потому что, если в славе Его мы и созерцаем Его, но не вполне постигаем Его сущность. Ведь ангельский или человеческий ум, когда всматривается в безмерный Свет, воспринимает Его ограниченно именно потому, что сам является творением, и простирается в продвижении за пределы себя, но, тем не менее, даже простершись, не в состоянии постигнуть славу Того, Кто, проникая, нося и исполняя, заключает все. //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя** Эти слова означают: «Знаешь ли ты, что будет делать Всевышний по окончании трудов Своих?» Я, конечно же, признаю, что мы имеем опыт того, что очевидно и явлено, но все это лишь раскрывает нам величественность небес и дел Божественных. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-9 **Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря** И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте [[old:iov:11:08|(ст. 8]][[old:iov:11:09|-9)]], превосходит человеческое разумение ([[old:iov:11:07|ст. 7]]; ср.: [[new:rim:11:33|Рим. 11:33]]). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает. **//Толковая Библия.//** [<10>]