[<10>] ====== Толкования на Иов. 11:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 ** Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря** Высоко небо, глубока земля, и что ты сделаешь? Он говорит следующее: «Что подобного можешь сделать ты?», или: «Как ты ничтожен на земле, так Бог высок на небе, и ты ничего не можешь сделать». //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 8-9 **Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря** __**Исторический смысл**__ То, что Бог представляется превыше небес, глубже преисподней, длиннее земли и шире моря, это должно разуметь духовно, поскольку нечестиво как-либо помышлять о Нем как об имеющем телесные очертания. Но Он превыше неба, потому что Он проникает все по неограниченности Своего Духа; **глубже преисподней** – потому что, проникая все, Он все созидает; **длиннее земли** – потому что превосходит образ сотворенного неизменяемостью Своей вечности; **шире моря** – потому что Он так содержит в управлении непостоянство временных предметов, что упорядочивает его всевозможными проявлениями Своей силы в ограниченном. Хотя названием небес могут обозначаться ангелы, словом преисподняя – демоны; под землей же можно разуметь праведных людей, а под морем – грешников. Итак, Он **превыше небес**, потому что даже сами избранные духи не проникают в совершенстве в видение такового величия. Он **глубже преисподней**, потому что Он, судя, осуждает лукавство злых духов намного проницательнее, чем они думают. <Он> **длиннее земли**, потому что терпение божественного великодушия превосходит наше великодушие, потому что оно сносит нас, даже когда мы грешим, и ждет, когда мы станем достойны получения наград. <Он> **шире моря**, потому что везде взирает на дела согрешающих действием Своего воздаяния, так что, и не присутствуя Своим видом, Он ощущается присутствующим через Свой суд. __**Нравственный смысл**__ Однако все <это> может относиться только к человеку, так что он и небо, когда уже по своим желаниям устремлен к небесному; он и преисподняя, когда расстроенный тьмою ее соблазнов, повержен во аде; он и земля, потому что в добром деле приносит обильный плод твердой надежды; он и море, потому что иногда колеблется, будучи в смятении, и поднимается ветер его непостоянства. Но Он **превыше небес**, потому что величие его силы превосходит нас, даже когда мы поднимаемся выше самих себя. Он **глубже преисподней**, потому что Он, разумеется, судит справедливее, нежели дух человека испытывает сам себя в искушениях. Он **длиннее земли**, потому что плоды жизни, которые Он воздает при кончине, ни в коей мере не постигает даже наша надежда. Он **шире моря**, потому что человеческий ум, колеблясь, строит предположения о том, что будет, но, когда он уже начинает узнавать то, что предположил, он убеждается в ограниченности своего предположения. Так что он делается **превыше небес**, когда даже наше созерцание Его бывает бессильно. Поэтому и псалмопевец возвел <свое> сердце к Всевышнему, но он не считал, что уже достиг Его, так как говорит: //Дивно для меня знание Твое, крепко оно, не смогу постигнуть его// [[old:ps:138:06|(Пс. 138:6)]]. Познал, что Он **глубже преисподней**, тот кто, испытывая себя, но боясь Его более праведного суда, говорил: //Я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь// [[new:1kor:04:04|(1 Кор. 4:4)]]. Он видел, что Он **длиннее земли**, когда помышлял, что все молитвы человеческого ума для Него меньше, так как говорил: //Кто может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем// [[new:ef:03:20|(Еф. 3:20)]]. Тот, кто и страхе помышлял, что человеческий ум отнюдь не постигает безмерность Его строгости, сколько бы он ни трудился в поисках понапрасну, усмотрел, что Он шире моря, так как говорил: //Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего//? [[old:ps:089:11|(Пс. 89:11)]]. Силу Его хорошо постиг великий наш учитель, выразив кратко: //Чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и высота и глубина// [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18)]]. Ведь Бог имеет широту, потому что простирает Свою любовь даже до призвания гонителей. Имеет Он долготу, потому что, долготерпеливо снося нас, ведет к <нашему> Отечеству жизни. Имеет Он высоту, потому что превосходит разумение даже тех, которые будут приняты в небесный собор. Имеет Он глубину, потому что непостижимо выносит суд по Своей строгости осужденным во аде. Эта четверица, как известно, упражняет нас, пока мы в этой жизни, потому что она являет широту в любви, долготу – в терпении, высоту – в превосхождении не только нашего разумения, но даже наших молитв, и глубину свою – в строгом суде над тайными и недозволенными движениями помышлений. Но, насколько непостижимы Его высота и глубина, не знает никто, кроме того, кто или преуспевает в созерцании небесного, или, пребывая в тайных страстях, дерзко возмущается. Поэтому и блаженный Иов сказал: **Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать?** И если он, откровенно презираемый, говорил: «Как ты можешь познать Его глубину и превосходство, когда ты не можешь ни возвыситься к небесному, ни удержать себя в искушениях?» //**Моралии на книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать** См. Толкование на [[old:iov:11:07#lopuxin_ap|Иов. 11:7]] [<10>]