[<10>] ====== Толкования на Иов. 12:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми** И это действия промысла. По Божественной воле и суду и советники отводимы бывают в плен, и судьи переселяются. Вероятно, говорит это не о взятых в плен во время войны, но о гордящихся проницательностью, как бы говоря: поражает и мудрых, низвергает и отличающихся уменьем рассуждать, и тех, которые указывают другим, что нужно делать, приводит в такое состояние, что становятся неспособными понимать правильность своих действий и впадают в неразумие. Такое понимание выражают и Акила, и Симмах: первый говорит: «отводящий советников в добычу», а второй: «приводящий советников в неразумие». Смотри, как, показавши непобедимую силу Божию, изображает Его высшим по мудрости; речь же свою разделяет между теми, которые славны в жизни, и теми, которые велики по благочестию. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми** См. Толкование на [[old:iov:12:16#svt_grigorij_dvoeslov|Иов. 12:16]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-25 **Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные** Бог - далее - единственный виновник тех бедствий и нестроений, которые происходят от отсутствия или расстройства правительственной власти и, поражая всю нацию, заставляют страдать всех без различия. Так, **"Он приводит советников в необдуманность"** [[old:iov:12:17|(ст. 17)]], или в буквальном переводе с еврейского: "уводит плененными советников народов", чему соответствует и чтение LXX: //"проводяй советники пленены"//, и судей делает глупыми ([[old:iov:12:17|ст. 17]]; ср.: [[old:is:19:11|Ис. 19:11-15]]; [[old:is:29:14|29:14]]; [[old:is:40:23|40:23]]; [[old:is:44:25|44:25]]). Он лишает власти (перевязи) царей, - они отводятся в плен связанные веревками [[old:iov:12:18|(ст. 18)]], вместе с ними туда же идут и священники (вместо **"князей лишает достоинства"** - [[old:iov:12:19|ст. 19]], буквально с еврейского: "уводит священников в плен", чему следуют и LXX: //"отпущаяй жерцы пленники")//, и гибнут все стойкие, твердые духом. Бог же лишает слова, дара убедительности в речах людей надежных (Нееманим), составляющих силу, оплот нации и умудренных жизнью - "старцев" [[old:iov:12:20|(ст. 20)]] лишает такта ("таам"), - уменья следовать правде и побуждать к этому других (ср.: [[old:1ts:25:33|1 Цар. 25:33]]); покрывает стыдом знаменитых ([[old:iov:12:21|ст. 21]]; ср.: [[old:ps:106:40|Пс. 106:40]]), ослабляет силу могучих ([[old:iov:12:21|ст. 21]]; буквально "развязывает у сильных пояс"; ср.: [[old:ps:108:19|Пс. 108:19]]; [[old:is:23:10|Ис. 23:10]]), отнимает у них способность к такой или иной деятельности, в частности, к борьбе [[old:is:05:27|(Ис. 5:27)]], лишая правителей ума ([[old:iov:12:24|ст. 24]]; ср.: [[old:ps:106:40|Пс. 106:40]]), приводит их в состояние полного духовного расстройства, расслабления, - //"шатаются, как пьяные"// ([[old:iov:12:25|ст. 25]], ср.: [[old:is:19:14|Ис. 19:14]]; [[old:is:24:20|Ис. 24:20]]; [[old:is:29:09|Ис. 29:9]], [[old:is:29:10|10]]; [[old:ier:23:09|Иер. 23:9]]; [[old:ier:25:15|Иер. 25:15]]; [[old:ier:49:12|Иер. 49:12]]; [[old:iez:23:32|Иез. 23:32]]). Одним словом, Господь приводит народы в такое состояние, что внутри государства некому бывает поддержать и восстановить порядок ("судьи делаются глупыми"), некому даже подать доброго совета: советники отводятся в плен, умудренные жизненным опытом старцы принуждены молчать. В обессиленном внутренним разложением царстве нет сил сопротивляться врагам, организовать защиту, чтобы дать им отпор: цари отводятся в плен, гибнут стойкие и т. п. (Ср.: [[old:is:03:02|Ис. 3:2]][[old:is:03:03|-3]]). И государство, созданное самим Богом [[old:pr:08:15|(Притч. 8:15]][[old:pr:08:16|-16)]], Им же и разрушается [[old:iov:12:23|(ст. 23)]]. Если божественная премудрость и сила не руководится в своих проявлениях разграничением добрых и злых, - одинаково поражает тех и других, то для Иова нет ничего утешительного в совете друзей вверить себя и свою судьбу Богу. Очень возможно, что Он поразил его так же насильственно и несправедливо, как и многих других. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:12:14#lopuxin_ap|Иов. 12:14]] [<10>]