[<10>] ====== Толкования на Иов. 13:20 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 20-21 **Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня** В этом месте под //лицом Бога// что еще мы должны понимать, как не наказание Божье, которое приходит вслед за тем, что Он взирает на грехи? От него не уйти и никакому праведнику, если не избавится от двух [вещей], которые он называет. Об этом Иов говорит: **удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня**. Итак, в том и другом что иное испрашивает Иов пророческим голосом, как не времена благодати и искупления? Ведь закон удерживал народ страхом отмщения, так что согрешивший под законом подлежал наказанию смертью. И народ Израиля служил Господу не из любви, но из страха. Но праведность не может стать совершенной через страх, как о том сказано голосом Иоанна: //Совершенная любовь изгоняет страх// [[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]]. И Павел утешает детей усыновления, говоря:// Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. Итак, голосом рода человеческого, хотящего выйти из-под сурового ига закона и от страха перейти к любви, Иов умоляет Бога избавить его от двух [вещей], говоря: **удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня**; то есть: «удали от меня суровое иго, избавь от груза страха и, покуда освещает меня благодать любви, излей на меня дух крепости. Ибо если не буду я вдали от ударов и страхов, то знаю, что не избегу строгости суда Твоего, ведь пред взором Твоим не может быть праведным тот, кто служит Тебе не любовью, а страхом». Поэтому Иов ищет самого присутствия Своего Создателя, словно бы такое было обычно и телесно, для того чтобы и слышать то, чего он не ведает, и быть услышанным в том, что он знает. //**Нравственные беседы.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 20-21 **Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня** Неясность этих слов может разъясняться следующим образом. Он говорит: «Если Ты поступишь со мной так, как говорят друзья, и объявишь меня будто бы порочным, //я скроюсь от лица Твоего//; если же, как я говорю, **удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня**». Скрывается от лица Божьего всякий согрешающий, совершающий дела, которые недостойны Его, как и Адам скрывался от лица Божьего. А обратно этому - скрываться Богом согласно словам: //Ты укроешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских// [[old:ps:030:21|(Пс. 30:21)]]. И это [означает] спасение, когда Бог скрывает ревностного [человека], чтобы он не попал в людские мятежи. И сокровенным может быть таинственное созерцание лика Божьего, которое противопоставляется явному. Ибо из дел промысла и творений нельзя видеть Бога сокровенно, но явно. Сказано: //Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимы// [[new:rim:01:19|(Рим. 1:19)]]. Итак, как выше сказано, Богом скрыто спасение, и бесполезно скрываться подобно Адаму. Иов не поступает так, потому что не подлежит греху,- говоря: **удали от меня руку Твою** <...>, чтобы они научились, что я претерпеваю это не за грехи. Ибо друзья ничего другого не помышляли кроме того, что он страдает за грехи. //**Комментарии на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня** Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он "не удалит от Иова руки своей", т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения [[old:iov:09:28|(Иов. 9:28)]], парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда "удаление руки Божией", дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия ([[old:iov:13:21|ст. 21]]; ср. [[old:iov:09:34|Иов. 9:34]][[old:iov:09:35|-35]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]