[<10>] ====== Толкования на Иов. 14:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-22 **Отринул еси его до конца, и отиде: изменил еси ему лице и испустил еси. Многим же бывшым сыном его, не весть: аще же и мало их будет, не знает: но плоти его болеша, душа же его о себе сетова** **Ты отринул его до конца и он ушел; поднял на него лицо Твое и он исчез. Когда у него стало много сыновей, он не ведает, если и мало их будет, не знает, но плоть его болит, и душа его в нем страдает**. «Поскольку человек терпит наказание, - говорит, - то, даже имея много сыновей, он того не ведает. Ибо после своей смерти он часто лишается того благоденствия, которым наслаждался бы при жизни. Ведь какая польза оставлять [после себя] детей, когда ты сам отошел?» Ты видишь, повсюду он приводит как причину краткодневность [человеческой жизни] и невозможность обратиться назад и вернуться сюда. «Допустим, - говорит, - он оставляет [после себя] сыновей, но он не замечает своих благ. Мало ли будет потомков или много, он не ведает. Что может быть прискорбнее, когда [человек] не знает своего преуспеяния, когда отходит один, сознавая собственные беды? И если что доброе должно случиться после его кончины, он не знает того и не узнает, но [сознает] только, что **плоть его болит и душа его в нем страдает**». //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его** И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно (**"теснишь до конца"**, - евр. "lanezah" - на веки; [[old:iov:20:07|Иов. 20:7]]). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом (**"изменяешь ему лице"**), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. //"отойду, - и уже не возвращусь"// - [[old:iov:10:21|Иов. 10:21]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]