[<10>] ====== Толкования на Иов. 15:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?** Поелику Иов сказал: //«И у меня есть сердце, как у вас»// [[old:iov:12:03|(Иов. 12:3)]], и: //«сколько знаете вы, знаю и я: не ниже (οὐκ εἰμὶ) я вас»//// («несмь неразумне... вас»)// [[old:iov:13:02|(Иов. 13:2)]], то на основании этих слов Елифаз и нападает на него. «Вот, – говорит, – что отвечает мудрый, говорящий, что все знает! Наполнил болезнью чрево», – т.е., для своего утешения сказал эти слова и полон страдания. В укор говорит это Иову, порицая его за две вещи – за то особенно, что мудрый не выставляет напоказ мудрости, а потом и за то, что Иов сказал, как обличающий их и как, конечно, поистине страдающий и поражаемый в утробу ума (это и значат слова «наполнит болезнью чрево»), но сказал напрасно, бесполезно и без всякой надобности. «Ни того, ни другого мудрый не делает, а поступает обратно этому, и ответ дает разумный. Если как ревнитель скорбит за истину и хочет кого-либо обличить, то не произносит напрасных слов, какие не нужны, чтобы наполнить болезнью чрево, и не говорит оскорбительно, чтобы удовлетворить болезни и жару своего ума, что ты сделал». //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 1-2 **И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим** Мы уже неоднократно говорили, что благословенный Иов олицетворяет Святую Вселенскую Церковь, и что его друзья выступают перед нами в подобии еретиков, которые, как это было, под предлогом защиты Господа ищут случай для пустословия, и говорят оскорбительные слова против хороших людей; им все неприятно, что думает верующий, как если бы его мысли были произнесены на ветер. Потому, теперь они говорят: //станет ли мудрый отвечать, как будто говоря на ветер?// Они не считают слова хорошего человека высказанными со смыслом, но, воспринимают их, как пример безумия. Потому он добавил: //и заполнит ли свой живот жаром?// В этих вещах, которые они хотят сказать путем оскорбления, они как бы склоняются в вежливости, чтобы смягчить их, как уже было сказано, якобы для того, чтобы защитить Господа. Потому Елифаз добавляет: //Ты оправдываешься словами, что не подходят тебе, и ты говоришь, что не надлежит тебе// [[old:iov:15:03|(Иов. 15:3)]]. //**Толкование на Книгу Иова.**// [<10>]