[<10>] ====== Толкования на Иов. 25:5 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, [который] есть червь, и сын человеческий, [который] есть моль** Действительно, звезды сами не управляют временами своей властью, но знают время вставать и садиться согласно [Божественному] закону, установленному для них. **//Комментарий на Книгу Иова.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Аще луне повелевает, и не сияет, звезды же нечисты суть пред Ним** О написанном: //Аз всем звездам заповедах// [[old:is:45:12|(Ис. 45:12)]]; и на слова в книге Иова: **звезды же нечисты суть пред Ним** [[old:iov:25:05|(Иов. 25:5)]]. Сказанное: //Аз звездам заповедах//, в соединении со словами: //во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси// [[old:ps:118:089|(Пс. 118:89)]], не выражает никакой укоризны или нарушения порядка. Если станут утверждать, что сие: //во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси//, - сказано о Боге Слове, то спросим их, почему сказано: //на небеси//, а не везде? Ибо Бог Слово все содержит и связует. Если же обличенные скажут, что здесь означается постановленный звездам закон о том, как надлежит им совершать течение, тогда как закон нарушен на земле, то спросим: для чего же прибавлено здесь: **звезды **же** нечисты пред Ним**? Ибо видно, что звезды последуют слову Его и не нарушают постановления. Если же после всего сказанного и доказанного спросят нас: что же значат слова: **звезды нечисты пред Ним**? - ответим: по природе своей звезды чисты, какими и сотворил их Создатель; но в сравнении с Самим Творцом столько же отстоят от Него, сколько муравей от неба, или от солнца, или от какой-либо из иных тварей. Посему не сказано в прямом смысле: нечисты, - сие показывало бы, что они погрешают, но присовокуплено: **нечисты пред Ним**. Потому разумей, что сие сказано в сравнении, подобно тому, что в другом месте говорится Богу же: //не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый// [[old:ps:142:02|(Пс. 142:2)]]. Всякий праведник, судимый сам по себе, оправдается; но сравниваемый с Богом или судимый в сравнении с Ним, не оправдается. **//Письма. Диакону Исидору.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Аще луне повелевает, и не сияет, звезды же нечисты суть пред Ним** Бог есть высочайший и чистейший Свет; все сотворенные светы пред Ним то же, что зимнее мерцание зари или отражение от далеко сокрывшегося за землею солнца. Но это таковы духовные светы. Вещественный свет пред Ним – сумрак; как вещественный, он груб и нечист в сравнении с Его несозданным, все просвещающим светом. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Ориген ===== **Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его** Конечно, это изречение нельзя понимать в отношении к блеску одного только тела их, наподобие того, как мы говорим, напр., о нечистой одежде. Ведь если бы мы стали понимать его в этом смысле, то тогда порицание нечистоты в блеске тела светил, без сомнения, привело бы нас к оскорблению Творца их. Кроме того, если звезды не могут получить ни более светлого тела посредством прилежания, ни менее чистого - чрез леность, то за что же обвинять их за нечистоту, если они не получат похвалы за чистоту? Но для более ясного понимания этого (изречения) прежде всего должно исследовать, можно ли считать светила одушевленными и разумными, потом, - произошли ли души их вместе с телами, или же они явились прежде тел, а также, - освободятся ли эти души от тел после завершения века, так что светила перестанут освещать мир, подобно тому, как и мы оканчиваем эту жизнь? Правда, исследовать эти вопросы представляется делом довольно смелым, но ввиду того, что наше признание состоит в ревностном исследовании истины, едва ли будет излишне рассмотреть и исследовать их, насколько это будет возможно для нас, при помощи благодати Святого Духа. Итак, мы думаем, что светила можно считать одушевленными на основании того соображения, что они, по словам Писания, получают заповеди от Бога, а это получение заповедей может относиться только к разумным одушевленным существам. Бог же так говорит: «Я предписал заповедь всем звездам». Но, спрашивается, какие это заповеди? Разумеется, это заповеди, касающиеся того, чтобы каждая звезда, в своем порядке и в своих движениях, давала миру определенное количество света, ведь иным порядком движутся так называемые планеты, и иным - светила, называемые неподвижными (απηνείς). Но при этом совершенно ясно, что ни движение тела не может совершаться без души, ни существа одушевленные не могут находиться в какое-либо время без движения. А звезды движутся в таком порядке и так правильно, что никогда не бывает заметно совершенно никакого замешательства в их движениях, ввиду этого было бы, конечно, крайнею глупостью говорить, что такой порядок, такое соблюдение правильности и меры выполняются неразумными существами или требуются от них. У Иеремии луна называется даже царицею неба [[old:ier:07:18|(Иерем. 7:18)]]. Итак, если звезды одушевлены и разумны, то, без сомнения, у них есть также и некоторое преуспеяние и падение. Слова Иова: **«Звезды не чисты суть пред Ним»**, как мне думается, и выражают именно эту мысль. **//О началах. Книга 1.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его** См. Толкование на [[old:iov:25:01#lopuxin_ap|Иов. 25:1]] [<10>]