[<10>] ====== Толкования на Иов. 27:19 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 19-23 **ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот. Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря. Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него. Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его. Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его** **Поднимет его восточный ветер и понесет.** Что в этом месте названо обжигающим ветром, как не злой дух, разжигающий в сердце пламя страстей, влекущее в вечное осуждение? Итак, говорится, что обжигающий ветер несет нечестивого потому, что строящий козни злой дух подстрекает всякого живущего к порокам, дабы уже умершего обречь на муки... **И словно вихрь похитит его с места его.** Место нечестивого -- наслаждение преходящей жизнью и похоти плоти. Итак, всякий человек, словно вихрем, поднят будет с места своего, когда в последний день, устрашенный, он будет оторван от всех своих наслаждений. А о последнем дне уместно говорится далее: **устремится на него и не пощадит**. Бог всякий раз, как исправляет грешника, поражая его, устремляет Свой бич, чтобы его пощадить. Но когда его жизнь Он приводит к концу, а он, несмотря на бичи, остается в грехе, тогда Он устремляет Свой бич, но не щадит. Тот, Кто устремляет бич, чтобы пощадить, однажды устремит его и для того, чтобы не щадить. Ибо в этой жизни Господь тем более стремится пощадить, чем более Он наказывает тех, которые этого ожидают. Вот что Сам Он сказал Иоанну голосом ангела: //Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю// [[new:otkr:03:19|(Откр. 3:19)]]. И в другом месте сказано: //Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает// [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. И наоборот, о биче осуждения написано: //Нечестивый уловлен делами рук своих// [[old:ps:009:17|(Пс. 9:17)]]. Через Иеремию Господь говорит, что когда Он увидит множество неисправимых в их грехах людей, которых не считает уже сынами учения [Своего], но рассматривает как врагов, [достойных] суровых ударов, то скажет [им]: //ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились// [[old:ier:30:14|(Иер. 30:14)]]. **Всплеснут о нем руками.** Всплеснуть руками значит построить жизнь свою делами праведности. Потому и Павел говорит: //укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени// [[new:evr:12:12|(Евр. 12:12)]]. Когда они видят погибель другого, то в сердце своем призываются к тому, чтобы осознать и [возможность] своей: [по делам] один человек идет на муки, а другой от мук спасается. Всплеснет руками над ним потому, что в наказании другого увидит то, чего следует бояться; а когда увидит грешника пораженным, он свои дела, прежде расслабленные, наполнит крепостью праведности. Вот так бывает, что нечестивый при жизни многих людей соблазном греха вводит в грех, но смертью своей способен многих удержать от греха ужасом мучений... **И посвищут над ним с места его.** Что еще означает свист, как не выражение удивления? Но если свист должен иметь другое значение, то, когда грешник умирает, видящие его исход складывают губы для свиста в том смысле, что они те духовные слова, которые прежде презирали, начинают воспринимать заново, так что и верят теперь и учат тому, во что не верили, видя, что нечестивый процветает. Ведь часто бывает так, что душа не крепких [в вере] тем более колеблется от слушания истины, чем более она видит, как процветают ее клеветники. Но когда справедливое возмездие настигает нечестивых, оно останавливает от грехов и других. **//Нравственные беседы.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот** Синодальное чтение с его мыслью о быстром исчезновении богатства нечестивого едва ли может быть признано правильным: речь об этом шла уже в [[old:iov:27:16|16]][[old:iov:27:17|-17 ст]]. Перевод LXX: "πλούσιος κοιμηθεὶς καὶ οὐ προσθήσει", которому следует Пешито, древнеиталийский текст, Делич, Эвальд и др., содержит указание на внезапную, быструю смерть грешника. Естественность такого понимания доказывается, между прочим, тем, что друзья, взгляд которых повторяет Иов, заканчивали описание участи беззаконников изображением его смерти [[old:iov:15:32|(Иов. 15:32;]] [[old:iov:18:13|Иов. 18:13-]][[old:iov:18:14|14;]] [[old:iov:20:23|Иов. 20:23-25)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]