[<10>] ====== Толкования на Иов. 28:20 ====== ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== Ст. 20-23 **Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее** Единый источник премудрости есть Бог. Отыскать этот источник желает и Иов, когда постоянно говорит: **премудрость же откуда обретеся и кое место есть разуму?**, и когда, описывая недоступность и непостижимость ее для многих, прибавляет: **утаися от всякаго человека**. Полагая, что она известна одним святым, он замечает: **Бог позна ея путь** и т. д. А где она и откуда, он говорит в другом месте: //у Него премудрость и сила, у Того совет и разум// [[old:iov:12:13|(Иов. XII, 13)]]. Итак, один родитель и податель премудрости, и у кого она есть, тот получил ее от Него, ибо Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум, как показывает мудрая книга [[old:pr:02:06|(Притч. II, 6)]] и как научает другое подобное писание словами: //Той и премудрости предводитель есть, и премудрых исправитель// [[old:prs:07:15|(Прем. VII, 15)]]. В руках Его и мы, и слова наши, и все разумение, и знание ремесел. Ничто из доброго и достойного удивления не пришло к нам из какого-либо другого места, но //аще что благо – Его, и аще что добро – Его//, говорит Захария [[old:zah:09:17|(Зах. IX, 17)]]. От него произросла и явилась вся полнота (τό τεσύστημα καίτὸ πλήρωμα) добродетелей. Поэтому и те, которые рассматривают все добродетели вместе, и те, которые определяют каждую из них в отдельности, приписывают их Богу, и прежде всего премудрость, так как она старее других и предводительствует ими, и в нас является как бы основанием для созидания остальных добродетелей. Ибо как един – благ, так и //един премудр, седяй на престоле Своем// [[old:prsir:01:07|(Сир. I, 7)]], говорит Сирах, и объясняя, почему он приписывает Ему это превосходное и единственное имя, прибавляет: //Господь Сам созда ю, и излия ю на вся дела Своя// [[old:prsir:01:08|(Сир. I, 8]][[old:prsir:01:09|–9)]]. И Варух приглашает нас к этому блаженному ведению, говоря: //научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея и кто вниде в сокровища ея?// [[old:var:03:14|(Вар. III, 14]][[old:var:03:15|–15)]]. Ибо место происхождения ее и сокровищница, откуда она выходит и раздается принявшим ее, есть Бог; вот почему Он предварительно и обличил не принимающих Его. **Оставил еси**, говорит он, **источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное** [[old:var:03:12|(Вар. III, 12]][[old:var:03:13|–13)]]. Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущего, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святой Иов говорит так: все прочее, как-то: металлические вещества, искусства, знания и все другое, – что он сам перечислил с изумлением, – человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и исследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий. //**Из толкований на книгу Иова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 20-21 **Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена** Эти слова предполагают, что, хотя Христос представлен через сходство, Он, тем не менее, выше любого сходства, образа или типа и никак не сравним со святыми. О Нем говорится, что Он подобен тайным высшим силам, но хорошо известно, что они даже не могут прямо взирать на Него. **//Комментарий на Книгу Иова.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== Ст. 20-21 **Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена** Как весело и с каким удивлением смотрели люди патриархальные на птиц, парящих в высотах воздушных! Недаром они называли их небесными: их выспренний, небесный полет восторгал их самих. Паук не знает, откуда у него такая премудрость – плести правильные, геометрически точные сетки; пчелы не знают, откуда они имеют способность выделывать соты; деревья и травы не смыслят, откуда у них мастерство образовывать изумительную ткань в своей древесине, корнях, листочках и цветах; сам человек производит часто изумительнейшие вещи, но весьма часто не постигает, как он их сделал, откуда взялась у него такая премудрость. Откуда же обретеся премудрость многоразличная и кое место есть ведения? Не весть, воистину не весть человек пути ея. Где же она? Бездна говорит, что в ней нет ее; море – тоже. Нельзя купить ее сокровищами света. Откуда премудрость? Пагуба и смерть говорят только, что они слышали ее славу, но не говорят, откуда она. Бог один хорошо знает ее место. //Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере...// Он-то, Всеведущий, все исчислил и взвесил, и самые пути раскатов громовых. Он-то дал всякому созданию премудрость (видел ее и явил ее). Он сказал человеку: быть благочестивым – значит быть премудрым, а удаляться от зла – значит знать. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Откуда же исходит премудрость? и где место разума** Если человек не в состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море [[old:iov:28:13|(ст. 13]][[old:iov:28:14|-14)]], не может приобрести ее за земные сокровища [[old:iov:28:14|(ст. 14-19)]], то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться? **//Толковая Библия.//** [<10>]