[<10>] ====== Толкования на Иов. 30:5 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 5—11 **Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим. Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим** Этими словами описывается то время святой Церкви, когда над ней открыто насмехаются нечестивые; когда растет нечестие, вера становится упреком, а истина -- преступлением. И тем более презренным становится человек, чем более он праведен; тем более отвратительным, чем более достоин похвалы. Так святая Церковь избранных во времена бедствий становится **пищею разговора** нечестивых... **Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим**. Удаляются от святой Церкви все нечестивцы, удаляются не шагами, а качеством нравов своих; далекими становятся не по месту, а по заслугам -- все растущее высокомерие их открытым презрением [ополчается] на Церковь. А **плевать пред лицем** Ее значит не только злословить добрых в их отсутствие, но и нападать на праведников в их присутствии. На них нечестивые, открыто смеясь, изливают слова унижения подобно бегущим потокам... **Он открыл колчан свой и поразил меня**. Что обозначается **колчаном** Бога, как не тайный совет Его? Вот, из колчана Господь извлекает стрелу, когда из тайного совета Своего отправляет открытое суждение: ведь мы знаем, что всякий может пострадать, но не знаем, почему Он попускает страдание. А когда после страдания следует исправление жизни, то открывается и сила самого совета. Итак, закрытый колчан - это тайный совет. Но очищаемся мы колчаном открытым, когда после страданий видим, каким советом наказаны... **Он узду наложил на уста мои**. Пусть Святая Церковь, которая всегда несет Свое слово с любовью, скажет: **Он узду наложил на уста мои**. Словно бы открыто говорилось: «Поскольку я не вижу продвижения [в вере] от проповеди, то я стерплю нападки их, чтобы они, по крайней мере, терпя, учились на примере жизни моей, коль скоро не захотели воспринять слова мои через проповедь». Но еще больше нас печалит в гонениях то, что мы претерпеваем все это от близких людей, в которых верили, любя. **//Нравственные беседы.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров** См. Толкование на [[old:iov:30:03#lopuxin_ap|Иов. 30:3]] [<10>]