[<10>] ====== Толкования на Иов. 32:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Испугались, не отвечают более; перестали говорить. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более** Некоторые говорят, что эти два стиха принадлежат не Елиусу, а писателю, внесшему в середину его слов указание на молчание друзей. А я говорю, что и они принадлежат Елиусу, только имеют вид речи, называемый апострофом: он говорит о них (о друзьях) так, как будто вел беседу с другим. Так как они побеждены были словами Иова и молчанием показали негодность и бесполезность прежних речей, то поэтому он и говорит. Поэтому и присовокупляет: «а я терпел и не говорил», думая, что они могут возразить. А когда остановились и не могли идти далее, отраженные словами Иова, он начал говорить. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 15-16 **Испугались, не отвечают более; перестали говорить. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более** Друзья Иова, как здесь говорится, испугались, поскольку часто горделивые защитники Церкви, хотя и не следуют строгому порядку в своих речах, приводят противников в смущение самой добродетельностью своих слов. Далее: **И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более**. Окончание речи у мудрых людей обыкновенно таково, что они больше говорят тем, что противников своих заставляют молчать, - ведь они стремятся не себя показать, а опровергнуть ложных учителей. А после сказанного о друзьях Иова: **Испугались, не отвечают более; перестали говорить,** - Елиуй в добавление говорит: **И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более.** И даже когда они уже молчат, он умножает слова, потому что, будучи человеком надменным и демонстрируя свойства надменности, он спешит не сказанное противниками превзойти, а показать свою мудрость. //**Нравственные беседы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 ** Испугались, не отвечают более; перестали говорить. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более, то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я** Вмешательство Елиуя в разговор в данную минуту, но не ранее объясняется двумя причинами. Одна заключается в прекращении спора Иова с друзьями. Елиуй начинает речь, не боясь прервать рассуждения других и тем нарушить обычай вежливости. Для соблюдения его им сделано все от него зависящее. Он ждал, не ответят ли друзья на последние речи Иова, но ответа не последовало, - знак, что ему можно начать слова. **//Толковая Библия.//** [<10>]