[<10>] ====== Толкования на Иов. 39:13 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 13-18 **Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его** Кого не исполняет благодать любви, тот ближнего своего, даже если сам родил его для Бога, принимает за чужого. Таковы все лицемеры, умы которых, всегда направленные на внешнее, внутри становятся нечувствительными: во всем, что они делают, они ищут своего, и к чувствам ближнего они не умягчаются состраданием любви... Но лицемеры не знают самого нутра любви. Чем больше разум их расслабляется [стремлением] к внешнему через мирские желания, тем более он черствеет внутри от бесчувственности. Он замерзает от бесчувственности внутри, потому что слабеет от заслуживающей осуждения любви снаружи. Он перестает воспринимать самого себя, потому что и не стремится о себе размышлять. Он и не может мыслить о себе, потому что он не весь в себе. А в себе он не весь потому, что, сколь много [в нем] возникает вожделений, столь много от него похищается и рассеивается; и вот, рассеянный, он лежит в самом низу, хотя собранным, если на то будет воля, сможет подняться на высоту... **Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла.** Хотя разное дело - не дать и не уделить, но первое выражение **не дал** Он дополнил другим -** не уделил**. Словно бы было сказано: «**Не дал** не означает, что несправедливо лишил мудрости, но значит, что справедливо не дал ее». Потому написано, что и Господь ожесточил сердце фараона; это не значит, что Он вложил жестокость Сам или, в соответствии с необходимостью его заслуг, не смягчил его сердце чувствительностью к небесному страху. Теперь же лицемер, изображающий из себя святого и скрывающийся под видимостью доброго делания, теснится умиротворением святой Церкви, а потому облачается у нас на глазах в видимость веры. Однако, если случится испытание его вере, тут же хищный ум волка сбрасывает с себя овечью шкуру и преследованием показывает, как он свирепствует против праведных людей. **//Нравственные беседы.//** ---- При падении все начинается с малого, а дальше вина все нарастает и становится значительной. По праву нечестие этого лицемера рассматривается как возрастание. Как выше говорилось, он показывает себя праведником, каковым не является. Далее, он открыто презирает праведников. И, наконец, он доходит даже до оскорбления Творца. В самом деле, душа не остается там, куда она пала, потому что после падения по своей воле грузом своего нечестия она втягивается во все большее зло: все больше падая в бездну, она и погружается все глубже. Пусть теперь лицемер идет на поиски похвалы, пусть затем стесняет жизнь ближних и когда-нибудь посмеется над своим Создателем - чем надменнее его измышления, тем страшнее казни, в которые он себя низвергает. **//Нравственные беседы.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-18 **Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его** Описанный здесь вид крыльев, как кажется, обозначает синагогу тех, кто привел Христа на крест. В самом деле, кто та мать, которая родила много детей, но дети [оказались] не ее? Это может быть только та, которая родила пророков и вывела апостолов, хотя они и не ее. Действительно, и пророки, и апостолы, принятые Церковью, оставили ее. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?** Буквальное чтение данного стиха должно быть такое: "весело развевается крыло страусово, аистово ли это крыло и перо"? Xотя страус по окраске своих перьев, наклонностям к жизни целыми стаями и напоминает аиста, но он во многом не похож на него. Ст. 13-18 **Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его** Описание страуса. Как дикий осел и бык в противоположность домашнему волу и ослу не могут быть приручены, так точно и похожий на аиста страус отличается многими особенностями. **//Толковая Библия.//** [<10>]