[<10>] ====== Толкования на Иов. 42:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов** Итак, он обличает друзей Иова и говорит: **и ныне, раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов**. Таким образом вместе и обличает, и спасает. Спасает, потому что ничего дурного против Бога они не говорили. Так обличает Бог праведника, восстановляя его чистосердеч­ность, и почитает с одной стороны друзей ради него, а с другой самого праведника за его подвиг и воздает ему вдвойне и из тьмы изводит на свет правду его тогда и доныне. **//О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.//** ---- Бог не предписывал бы этого, если бы был закон [Моисея], но Иов сам становится священником, когда они приносят жертвы. Он принес [жертвы] за детей, приносит их за друзей. Посмотри, как [Писание] показывает его незлопамятство. Бог делает друзей Иова свидетелями добродетели этого мужа и показывает величину их грехов [требованием] преизбыточного приношения. Ибо не потребовалось бы столько жертвенных животных, если грехи, которые следовало искупить, не были бы велики. И Он показывает, что даже жертвы было недостаточно. «//Ибо если бы не ради него//, - говорит, - Я не простил бы вам греха». Тем самым Он показывает, что и их он искупил. //Я погубил бы вас//, говорит, если бы не он. //Ибо вы не сказали ничего истинного против слуги моего Иова//. Посмотри, что, хотя они говорили с рвением, они были обличены в том, что не сказали ничего истинного; а скорее, они не говорили с рвением по Богу, ибо иначе они имели бы извинение. Поэтому Иов справедливо укоряет их. Из этого мы узнаем, что тому, кто обвиняет праведников, [предстоит] искупить немалый грех. //**Комментарий на Книгу Иова.**// ---- Не повелел бы этого, если бы был закон. Он сам (Иов) делается священником, когда те приводят жертвы, и смотри: приносил за детей, приносит за друзей. Видишь, как, показывая его незлопамятность, делает их свидетелями добродетели этого мужа. Показывает и тяжесть греха чрез (назначение) большого количества приносимого в жертву, потому что стольких жертвенных животных не нужно было бы, если бы не были велики грехи, которые имели быть отпущены. Показывает, что и жертва не была достаточною. **«Ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»** «Аще бо не его ради, – говорит, – не отпустил бы вам греха» – из чего видно, что и их простил. //**Отрывки на (книгу) блаженного Иова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов** Отзыв Господа об Иове [[old:iov:42:07|(ст. 7)]] служит его оправданием, доказывает невинность страдальца. Наглядным же обнаружением этой последней является выступление Иова в роли священника, ходатая за своих друзей пред Богом. Как такой, он даже с их точки должен быть признан безгрешным праведником ([[old:iov:22:30|Иов. 22:30]]; ср.: [[old:gen:20:07|Быт. 20:7,]] [[old:gen:20:17|17]]; [[old:ish:32:31|Исх. 32:31]]; [[old:chis:12:13|Числ. 12:13]] и т. п. ). Жертвою умилостивления является таже, что и в начале книги [[old:iov:01:05|(Иов. 1:5)]], жертва всесожжения, а число животных - четырнадцать указывает на ее особенную торжественность. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iov:42:07#lopuxin_ap|Иов. 42:7]] [<10>]