[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего; Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша** С волом и ослом сравнивается отринувший Бога, потому что //в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им// [[old:ps:048:13|(Пс. 48, 13)]]. А таковы живущие не по разуму, но по страсти и по неразумию увлекаемые в жизнь скотоподобную. Пророк взял для подобия животных домашних и известных, чтобы пристыдить нас, которые и их несмысленнее и к Создателю своему не оказываем даже такого благорасположения, какое сами видим от бессловесных. Ибо вол, данный нам в сотрудники при земледелии, различает голос питающего и знает того, кто обыкновенно приносит ему пищу. Осел же сам собой находит дорогу к привычным местам отдыха. Посему если у бессловесных такая привычка к имеющим о них попечение, то в какой мере требует любви к Богу разумная природа? Заметь еще, что волу приписывается большая смышленость, нежели ослу. Ибо один **позна** самого **стяжавшаго**, а другой – только **ясли**. А сим показывает слово, что осел – животное прожорливое, знает только место удовольствия, вол же имеет некоторое сведение даже о добром и полезном. Посему, так как сии животные не сходны между собой, во Второзаконии запрещено //орать юнцем и ослятем вкупе// (ср.: [[old:vtor:22:10|Втор. 22,10]]), то есть рьяного и трудолюбивого в душе не должен ты сопрягать со сластолюбивым и страстным. Ибо //не о волех радит Бог, нас же ради всяко написася// (ср.: [[new:1kor:09:09|1 Кор. 9,9–10]]). Но в другом месте вол и осел опять сопряжены. Ибо //блажен сеющий при всяцей воде, идеже вол и осел попирает// (ср.: [[old:is:32:20|Ис. 32, 20]]), то есть блажен, кто поучительным словом возбуждает в душе трудолюбие и врачует ее сластолюбие. Ибо как осел есть животное вьючное, так и вожделевательная сила души обременяется тяжестью греха. **Позна вол стяжавшаго и; Израиль же Мене не позна,** Творца своего. И осел распознал **ясли господина своего**, Израиль же не уразумел Меня. Яслей много, однако же осел не ошибается в яслях господина своего. Но Бог один, и неблагодарный народ блуждает вслед богов, которые не существуют. **Мене не разумеша** – Меня, возвещаемого небом, указываемого землей и морем, открываемого солнцем, луной, звездами и всей тварью. Собственно же под образом вола представляется Израиль, а под образом осла – простой народ. Ибо какая разность между волом и ослом, такое же различие между Израилем, что в переводе значит видящий Бога, и так называемым простым народом. **//Толкование на пророка Исаию.//** ---- Если находим, что и у бессловесных взаимное между ними согласие так хорошо поддерживает их покорность вождю, что скажем мы, находящиеся в таком раздоре между собою и в таком несогласии с заповедями Господа? Как не подумаем, что все это ныне предлагается всеблагим Богом в наше научение и назидание, а в великий и страшный день суда обращено будет в посрамление и осуждение непокорных Тому, Кто сказал уже и всегда говорит: **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет**? **//О суде Божием.//** ---- Если в рожденных есть природная любовь к родившим - и это показывает и привязанность бессловесных, и в людях с детства открывающаяся расположенность к матерям, - то недостатком любви к Сотворившему нас и отчуждением от Него да не выкажем себя неразумнее младенцев и свирепее зверей. Если бы и не знали, каков Он по благости, по одному тому, что от Него получили бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрестанно прилепляться к памятованию о Нем, как дети к матерям... Ибо и о псе и многих других подобных животных нужно ли говорить, какую привязанность они оказывают к тем, кто кормит их? **//Пространные аскетические правила.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего**. Сравнения усиливают обличение, особенно когда они заимствуются от предметов неравных, как и Христос говорит: //"ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят"// его; и еще: "//царица Южная восстанет на суд с родом сиим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой//" [[new:mf:12:41|(Мф. 12:41–42)]]. И Иеремия также говорит: //"пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: переменил ли какой народ богов своих,… а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает"// [[old:ier:02:10|(Иер. 2:10-11)]]. Пророк показывает нетрудность постановлений закона, так что та мера, какая требуется от людей, легко исполняется и бессловесными животными, и даже бессмысленнейшими из бессловесных. Но, скажет кто-нибудь, животные от природы имеют это знание. А мы совершаемое ими от природы можем исполнять по воле. **Вол знает владетеля своего**. Обличает их не только преимуществом дара, но и чрезмерностью их нечестия усиливает обличение. Как выше он призывал стихии к их обличению, так теперь сравнивает их не с людьми, но с бессловесными животными, и притом с бессмысленнейшими, и показывает, что они хуже этих животных. Так поступает и Иеремия, указывающий на горлицу и ласточку [[old:ier:08:07|(Иер. 8:7)]], и Соломон, отсылающий проводящего ленивую жизнь то к муравью, то к пчеле [[old:pr:06:06|(Прит. 6:6;]] [[old:prsir:11:03|Сир. 11:3)]]. **Израиль же мене не позна.** Крайнее нечестие, когда даже те, которые были приближены и удостоены стольких почестей, все вдруг уклонились к нечестию. Не сказал: //Иаков//, но: **Израиль**, чтобы добродетелью предка яснее показать неблагодарность потомков. Тот добродетелью души приобрел благословение, выраженное этим названием, а они нечестием своим изменили ему. **И людие Мои Мене не разумеша; ** **Мене**, говорит, сияющего светлее солнца. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- До креста даже и иудеи не знали Его: **Израиль**, - ведь говорит, - **не знает Меня, народ Мой не разумеет.** А после Креста притекла вся вселенная. **//Гомилии на Евангелие от Иоанна.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** Если земля, во всей полноте ее, принадлежит Господу, то мы в равной степени являемся Его рабами и землепашцами, и я не понимаю, как могло оказаться, что не все мы признаем нашего Владетеля. **//Проповеди.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша** См. Толкование на [[old:is:01:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 1:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша** Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: //«растли всяка плоть путь свой»// [[old:gen:06:12|(Быт.6:12)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** И положила Его [Мария] в ясли, потому что не было им места в гостинице. И положила Его Матерь. Иосиф же, который знал, что не от него Сын, не решался прикоснуться: дивился, радовался Рожденному. И положила Его в ясли. Почему в ясли? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего.** **//Гомилия на Рождество Господа.//** ----- Вместо этого одни только Семьдесят перевели: **Израиль же Меня не познал и народ Меня не уразумел**. Как по прочим, так и по еврейскому: Израиль не познал Владетеля своего и народ не уразумел яслей Господина своего. Смысл ясен: Я усыновил вас, как детей, сделал особенным народом своим, частию Своею, уделом наследия Своего и назвал первенцами; они же не сделали даже и того, что делают неразумные животные, чтобы тронуться благодеяниями и уразуметь пастыря и питателя своего. И сравнил их не со псами, потому что это самый умный род животных и за небольшое количество пищи охраняет дома хозяева но с более глупыми волом и ослом, из которых один возит повозки и переворачивает плугом твердейшие глыбы земли, а другой перевозит тяжести и облегчает людям труд хождения, почему они и называются рабочим скотом, так как помогают людям. Можно это место понимать и о Боге Отце; но оно более относится к Сыну, потому что народ Израильский не познал и не принял Его, день Которого видел Авраам и возрадовался и к пришествию Которого обращены были чаяния всех пророков. Он и в Евангелии говорит к Иерусалиму:// «сколько раз я хотел собрать сыновей твоих, как курица собирает птенцов под крылья свои, и ты не захотел»// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]. Спрашиваем: где мы еще читали о воле и осле? Во Второзаконии написано: //да не ореши юнцем и ослятем вкупе// [[old:vtor:22:10|(Втор. 22:10)]], и в том же самом Исаии: //«блажен, кто сеет при всякой воде, где вол попирает и осел»//[[old:is:32:02| (Ис. 32:2)]]. Вместе на воле и осле пашет Евион, достойный своего имени по низменности, по бедности своего разумения, так принимающий Евангелие, что не оставляет суеверных обрядов Иудейских, предшествовавших в тени и образе. Но блажен тот, кто сеет на изречениях Писаний как Ветхого, так Нового Завета, и попирает воды убивающей буквы, чтобы пожинать плод духа животворящего. Вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое; а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников, к которому Господь говорил: //приидите ко Мне еси труждающиися и обремененныи и Аз упокою вы// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]]. Таким образом, тогда как фарисеи и книжники, имевшие ключ и ведение закона и справедливо называвшиеся Израилем, то есть умом видящим Бога не уверовали, часть народа Иудейского уверовала, так что в один день разом уверовали три тысячи, а в другой день пять тысяч. И тогда как и мудрые века не приняли креста Христова, невежественная толпа народов приняла его. И поэтому апостол говорил: //видите званее ваше, братее, то не мнози премудри по плоти, не мнози сильны, не мнози благородна: но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит, крепкая// [[new:1kor:01:26|(1 Кор. 1:26]]-[[new:1kor:01:27|27)]]. Ибо это толкование натянутое; истинное же толкование то, которое приведено выше. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Блж. Августин Иппонский ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** Итак, //Иисус, найдя молодого осла, сел на него// [[new:in:12:14|(Ин 12:14)]]. Под сыном ослицы, на котором никто не сидел, - упоминание о нем можно найти у других евангелистов, - мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал **ясли Господина своего.** **//Трактат на Евангелие от Иоанна.//** ---- Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, - два народа, ибо **вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего.** Взгляни на ясли - и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, - ибо на тебе восседает Путь. Вы помните про того молодого осла, которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это - мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы - Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, - не погибнем. Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима. В лице пастухов и волхвов начал вол познавать **владетеля своего, и осел - ясли господина своего.** От лица иудеев - животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников - животное длинноухое, ибо предсказано было: //Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне// [[old:ps:017:44|(Пс 17:44- 45)]]. Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу. **Вол** - это об иудеях, **осел** - о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова. **//Проповедь.//** ---- Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств. **//Толкование Псалмов.//** ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** Ты, человек, признай Его, если не сразу - среди ангелов, то, пусть с запозданием, среди скотов; чтобы не был ты поставлен, когда замешкаешься, ниже самих скотов, с которыми прежде тебя сравнивали. И ты изнуряешь себя спорами с иудеями, которые отказали в своих постоялых дворах Господу своему, Которого признали их вьючные животные в хлеву. Почему Царь Иудейский лежит в яслях, а не возлежит в храме? Почему не блистает в пурпуре, но пребывает оборванным в обносках? Почему скрывается в пещере, а не провозглашается в святилище? Приняли вьючные животные в яслях Того, Кого отвергли вы принять в доме своем... но ты, Израиль, Господина твоего не узнал. **//Проповеди.//** ===== Лопухин А.П.===== **Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего: а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет** Животные, даже наиболее глупые (вол и осел), чувствуют благодарность к своему хозяину, который кормит их, Израиль же относится к Господу как будто к совершенно чужому, незнакомому существу. Пророк таким образом первой причиной всех, далее изображаемых несчастий Израиля, признает его неверность Всевышнему. //**Толковая Библия.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** Через вола он обозначает иудейский народ, который привык носить ярмо закона и привык пережевывать его слова, а через осла он изображает народ язычников, который всегда пребывал нечистым в сквернах идолопоклонства, и из каждого народа очень многие, обратившись к благодати Евангелия, и познали своего Хозяина, которым были сотворены, и взыскали небесной пищи, чтобы расти для вечного спасения. **//Гомилии на Евангелия.//** ===== Валериан ===== **Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет** Часто прихожу я в удивление от поведения людей. Люди наделены умом и благоразумием, но они с легкостью отвергают предписания дисциплины. Насколько от этого отличается поведение животных! Они избегают зла, исполняют приказы, подчиняются власти и научаются совершенному послушанию. Как следствие, когда возникает необходимость, они бегут навстречу вооруженным легионам и встречают в атаке стрелы врагов... Тот же, кто не знает своих обязанностей, следующих из того, что он - творение Божие, просто не знает Бога. **//Гомилия.//** [<10>]