[<10>] ====== Толкования на Ис. 1:8 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде** Воздаяние равным за равное служит доказательством Божия правосудия. Поскольку оставила Господа **дщерь Сионя**, то и она оставится. Но Господь сохраняет еще к ней Свое человеколюбие, именует ее дщерью, называя прежним именем, какое имела до своего отчуждения. **Оставится, яко куща в винограде**. Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов. Писание же нередко в переносном смысле называет **виноградом** Израиля, например: //Виноград из Египта пренесл еси// [[old:ps:079:14|(Пс. 79, 9)]], и //виноград бысть Возлюбленному// [[old:ish:05:01|(Ис. 5, 1)]], и //Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен// [[old:ier:02:21|(Иер. 2, 21)]]. А ежели Израиль – виноград, то куща сего винограда – дом и, может быть, храм. Ибо он называется //селением славы// (ср.: [[old:ps:025:08|Пс. 25, 8]]) и селением, //идеже вселися в человецех// (ср.: [[old:ps:077:60|Пс. 77, 60]]). Посему пока виноград сей приносил многие плоды, стояла и куща для сбережения плодов. Но поскольку Насадивший его ждал, //да сотворит гроздие//, и он //сотвори терние// (ср.: [[old:ish:05:02|Ис. 5, 2]]), которым увенчали Господа, и весь обратился в горечь, ибо сотворил //грозд желчи и грозд горести//, почему и в снедь Господу дали желчь, то за сие оставлена куща винограда. Ибо сказано:// Се, оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:38|(Мф. 23, 38)]]. Тогда исполнилась сия угроза, ибо Израиль оставлен, как //куща в винограде//; с тех пор уже //заповедано и облаком, еже не одождити на виноград// (ср.: [[old:ish:05:06|Ис. 5, 6]]). Поэтому нет у них пророков, нет небесной благодати, но стали они //ляд Иной//, годной к попранию (ср.: [[old:ish:05:06|Ис. 5, 6]]). Разорены ограждения народа сего, то есть защита святых Сил: если и по закону что сделают, и то послужит им в погибель. Посему ныне //обымают мимоходящии путем, озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде// (ср.: [[old:ps:079:13|Пс. 79, 13–14]]): ныне попирают их невидимые Силы. **И яко овощное хранилище в вертограде**. Для сбережения овощей строят осенью хранилища. Почему **вертоград** есть место, приносящее плоды временные, скоро пропадающие, служащие более к услаждению, нежели на пользу. Но таков и закон, который имеет кратковременное употребление. Ибо служение было временное и процветало ненадолго, потом предоставило продолжение жизни пище истинной и более твердой – евангельскому учению. Итак, **оставится** Сион и **яко овощное хранилище**, место, в котором хранятся овощи. Но овощи – не твердая и постоянная, а нежная и временная пища. А таков закон, имеющий в себе подобие служения, а не самую истину, почему он есть //образ и стен небесных// (ср.: [[new:evr:08:05|Евр. 8, 5]]). Между угрозами сказано и то, что **оставится, яко град воюемый.** Нас ожидают неприятели, поджидая, когда расслабеем, чтобы напасть на нас, неосторожных. Как в городе, который взят приступом, по расхищении находившегося в нем богатства, остаются ворота незапертыми, на стенах нет бодрствующих стражей, так и душа, лишенная находившихся в ней по Божиему дару сокровищ, остается в пренебрежении, как недостойная уже Божиего охранения. Посему и сказано: //Всяцем хранением блюди твое сердце// [[old:pr:04:23|(Притч. 4, 23)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оставится дщерь Сионя, яко куща в виногради, и яко овощное хранилище в вертограде** Сравнения, особенно те, которые употребляются в Писании, много способствуют к усилению речи. А **дочерью Сиона** пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе. **Как шатер в винограднике, как шалаш в огороде**. Когда расхищены плоды и уведены земледельцы, тогда уже излишни здания города. **Как осажденный город**. Это – намек на их слабость и беспомощность. Когда нет никакого помощника, тогда бывает необходимо запереться, ожидая защиты единственно от стен. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый** Достойное жалости явление. Ибо не достойно ли плача и слез то, что бывшая некогда дочерью, почтенная таким званием и живущая под защитою чадолюбивейшего отца-Бога, упивавшаяся Его нежностью и любовью, увенчанная от Него славным жребием, и покорявшая врагов своих, защищаемая бесчисленным множеством населяющих ее, всеблаженная и прославленная гора Сион, то есть Иерусалим, – будет, говорит, оставлена, то есть станет пустынею. Ибо она остается лишенною и крепости спасающего и жителей ее. Оставлена же будет так, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, и как осажденный город. Поставленные быть стражами виноградников, когда еще не выдавлены виноградные ягоды, сохраняют их в возможно большей безопасности и устрашают хищников, желающих срывать их, и прогоняют разных животных. Точно так же обыкновенно поступают и сторожа овощных гряд или их хозяева. Когда же бывают собраны виноградные ягоды и истоптаны и когда сняты бывают овощи с гряд, тогда жилище сторожей наконец оставляется. И те, которые оставляют свои собственные шалаши, дают свободный доступ тем, которые желают пользоваться остатками. Пророческое слово учит нас, что то же самое совершилось и в несчастном Сионе. Ибо пока он имел плоды правды, Бог удостаивал его безопасности, охранения и всякого милосердия. Поэтому он и сказал: //Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его// [[old:zah:02:05|(Зах. 2:5)]]. И блаженный Давид поет: //Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля// [[old:ps:120:04|(Пс. 120:4)]]. Пока Израиль был виноградником Господа Саваофа, он был охраняем и удостаиваем защиты. Но он породил терния и предан был Богом тем, которые привыкли поступать неправедно. Ибо Господь говорит: //отыму ограждение его, и будет в разграбление: и разорю стену его и будет в попрание. И оставлю виноград мой, и ктому не обрежется, ниже покопается// [[old:is:05:05|(Ис. 5:5-6)]]. Поэтому опустошал его лесной вепрь и пожирал его дикий осел, потому что Бог забыл о винограднике и оставил его, как учит Спаситель говоря: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37-38)]]. Об этом Он предвозвестил также и чрез пророка, говоря: //Оставих дом мой, оставих достояние мое, дах возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой: сего ради возненавидех е// [[old:ier:12:07|(Иер. 12:7-8)]]. Иосиф (Флавий), начертавший печальную картину страданий иудейской земли, упоминает, что не задолго до взятия Иерусалима священники слышали в храме голос как бы ангелов, восклицающих в нем «прейдем отсюда». Кто может сомневаться в том, что когда город был осаждаем, все живущие в нем изыскивали средства убежать из него; из этого уже можно заключать о страданиях страны иудейской. Ибо осажденные желали лишь одного: спасти только свою жизнь; о доме же, имуществе, или же о самом городе у них уже совсем не было речи. Надобно знать, что часто случается, что душа человека оставляется Богом, если она не хочет исполнять повелений закона, не подчиняется словам Господа и не приносит плодов благочестия. Если кто и назван был сыном или дщерью Бога, если кто и сделался Сионом, что значит созерцание; то это возможно было только для того, кто умел возвышенною мыслью и чистейшим умом созерцать тайны. Если же потом будет делать противное правде, будет огорчать Святаго Израилева, то будет оставлен Им и, подобно неохраняемому винограднику, предан будет сатане и страстям плоти, окажется лишенным всякой добродетели, обнаженным от украшений доброй жизни и исполненным всякого зла. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** См. Толкование на [[old:is:01:07#svt_kirill_ierusalimskij|Ис. 1:7]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** **Оставится дщерь Сионя** то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим; **яко куща в винограде, и яко овóщное хранилище в вертогрáде** Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** Будет оставлена дочь Сиона как шатер в винограднике и как шалаш в огороде. Что виноградником назван весь Израиль, об этом же в последующем пророк свидетельствует, говоря: //виноградник бо Господа Саваофа дом Израилев есть, и человек Иудин новый сад возлюбленный// (ниже 5, 7), и в Псалме: //виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и//[[old:ps:079:09| (Пс. 79:9)]]. Пока этот виноградник приносил весьма обильные плоды, он имел стражем Бога, о Котором пишется: //се не воздремлет, ниже уснет храняй Исраиля// [[old:ps:120:04|(Пс. 120:4)]]; Когда же обобрали виноград в нем все мимопроходящие по пути и опустошил его вепрь лесной, то Господь оставил храм Свой и разгневанный говорит вставая: //востаните, идем отсюду// [[new:in:14:31|(Ин. 14:31)]], и: //оставится вам дом ваш пуст//[[ new:mf:23:38|(Мф. 23:38)]]. И чрез Иеремию: //оставит дом Мой, оставит достояние Мое; быть Мне достояние Мое яко лев в дубраве даде противу Мене глас свой: сего ради возненавидет ее// [[old:ier:12:07|(Иер. 12:7)]]. А сравнение опустошения храма и Иерусалима взято от земледельцев, которые до тех пор, пока виноградник бывает полон гроздов, ставят сторожей в шатрах; также и в огороде, который LXX переводят овощное хранилище, делаются небольшие шалаши, чтобы укрываться в них от жара и солнечных лучей и отгонять оттуда и людей и зверьков, которые обыкновенно вредят молодым плодам. Когда же снимаются эти плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь. Так и всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания. А что называет Сион дочерью, то это указывает на любовь премилостивого Отца. И не удивительно, если Сион называется дочерью, когда и Вавилон весьма часто называется дочерью. Ибо все мы по природе сыны Божии, но по своей вине делаемся чужими. В иносказательном смысле, виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою если будет управлять ум, то есть νοδς? то она имеет стражем ума — Бога; если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем — Богом и все наше придет в запустение. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П.===== **И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город** **Дщерь Сиона** — главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. **Шатер в винограднике** приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (//Гейки//. //Святая земля и Библия//, т. 1, с. 141). **Как осажденный город** тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. //**Толковая Библия.**// [<10>]